Вокзалы Москвы: особенности и направления

vokzal1

В столице РФ действует девять железнодорожных вокзалов, которые относятся к Московской и Северо-Западной региональным дирекциям Российских железнодорожных дорог. До конца XIX века в Москве действовал Нижегородский вокзал, но потом его закрыли. Были идеи построить в городе и Центральный вокзал, но задумка так и осталась на бумаге.

Особенности московских вокзалов

Каждый из вокзалов имеет свои отличительные характеристики и являются важными железнодорожно-транспортными узлами в инфраструктуре города, региона и страны. Есть и другие особенности вокзалов Москвы:

  • Это начальные и конечные тупиковые пункты железнодорожных линий-направлений из Москвы. Только Курский и Белорусский вокзалы не тупиковые, с Савеловского вокзала проложены две нетупиковые линии. Аналогичная ситуация с Белорусским вокзалом, откуда есть направление в Рыбинск.
  • Курский вокзал обслуживает два ж/д направления от Москвы.
  • Две магистральные линии отданы под контроль Казанского вокзала.
  • Остальные вокзалы – по одному направлению, которые являются одноименным. Только на Белорусском вокзале линия называется Смоленская.
  • С каждого вокзала отправляются электрички.
  • Через Белорусский и Курский вокзалы проходят транзитные поезда, которые осуществляют рейсы дальнего следования.
  • С Киевского, Белорусского и Павелецкого вокзалов пассажиры могут добраться в аэропорты «Внуково», «Шереметьево», и «Домодедово». Тут проложены линии электропоездов, которые называются аэроэкспрессами.
  • С московских вокзалов легко сделать посадку на нужную станцию метрополитена, Кольцевая линия которого связывает все вокзалы, кроме Савеловского и Рижского. Эти вокзалы хотят соединить Большой кольцевой линией.
  • С Ярославского, Ленинградского, Рижского и Савеловского вокзалов можно пересесть на станции других направлений.
  • Казанский, Ярославский и Ленинградский вокзалы находятся возле Комсомольской площади, которую называют площадью трех вокзалов.

Есть в Москве и специальный Правительственный вокзал, который находится рядом с этой площадью. Тут раньше на платформе «Москва – Каланчевская» когда-то существовал Императорский спецвокзал.

Белорусский вокзал

Находится на площади Тверская застава. Станция обслуживает поезда дальнего следования западного и северного направлений России и зарубежья, электрички Белорусского направления Московских железных дорог и транзитные электропоезда, аэроэкспрессы до «Шереметьево».

Станции метро: «Белорусская» («Кольцевая»), «Белорусская (Замоскворецкая)».

Сдан вокзал в эксплуатацию в 1870 году, раньше носил названия Смоленский (до 1871 года), Брестский (до 1912 года, 1917-1922 гг.), Александровский (до 1917 года), Белоруссо-Балтийский (до 1936 года).

Архитектором здания стал Иван Струков.

Казанский вокзал

Находится на Комсомольской площади. Отсюда уходят поезда дальнего следования, электрички в Казанском и Рязанском направлениях. На вокзале можно пересесть на ж/д платформу «Каланчевска».

Станции метро: «Комсомольская (Кольцевая)», «Комсомольская (Сокольническая)».

Казанский вокзал был открыт в 1862 году, до 1894 года назывался Рязанским. В 2003 году закрыли подземный переход под путями вокзала. В 2010 году на пригородных платформах построили новое 3-этажное здание.

Киевский вокзал

Располагается около площади Киевского вокзала. Отсюда можно уехать на электричке на Солнечную, Лесной городок, Апрелевку, Кресты и другие станции; ходят аэроэкспрессы до «Внуково» и экспрессы до Калуги. С этого вокзала уходят поезда дальнего следования в Брянск, Киев, другие города Украины.

Станции метро: «Киевская (Кольцевая)», «Киевская (Филевская)», «Киевская (Арбатско-Покровская)».

Здание вокзала было открыто в 1918 году. Сначала станция называлась Брянской (до 1934 года). На Киевском вокзале впервые в 1999 году открыли турникеты на вход и выход, куда надо было вставлять картонные карточки с магнитной полоской.

В 2015 году грузовая станция первого класса «Москва – Товарная – Киевская» вошла в состав вокзала в качестве товарного парка. Исходную станцию закрыли для проведения грузовых операций.

Курский вокзал

Находится на одноименной площади. С вокзала можно уехать в Чехов, Серпухов, Тулу, Подольск, Царицыно, Львовский и другие города Подмосковья. Ездят регулярные экспрессы в Тулу и Орел, а также поезда дальнего следования, в том числе, в Орел, Курск, Белгород, Харьков, Ростов-на-Дону, города Северного Кавказа.

С Курского вокзала ездят электрички в Горьковском направлении, в частности, в Павловский Посад, Крутое, Петушки, Балашиху, Реутово. Ездя в этом же направлении электрички-экспрессы в Нижний Новгород и во Владимир.

Станции метро: «Курская (Кольцовая)», Курская (Арбатско-Покровская)», «Чкаловская.

Открыли вокзал в конце XIX века и сначала носил название Курско-Нижегородский вокзал. После появления новой станции в Москве власти приняли решение закрыт Нижегородский вокзал для пассажиров. Некоторое время он использовался для грузовых и воинских составов.

Здание Курского вокзала внесено в Красную книгу Архнадзора (это каталог объектов недвижимого культурного наследия, которым угрожает уничтожение).

Ленинградский вокзал

Единственная станция, которая относится к Октябрьской железной дороге. Находится на Комсомольской площади. С этой станции ездят поездка в Питер, Псков, Мурманск, Великий Новгород, Таллин, Хельсинки. Курсируют и пригородные электрички в Конаково, Тверь, Зеленоград, Подсолнечную, Клин.

На Ленинградском вокзале происходит пересадка на ж/д платформу «Калачевская».

Станции метро: «Комсомольская (Кольцевая)», «Комсомольская (Сокольническая)».

В эксплуатацию введен вокзал в 1851 году и сначала назывался Петербургский вокзал.

В 2018 году на трех платформах станции появились электронные табло с указанием повагонной нумерации.

Павелецкий вокзал

Построен на одноименной площади. Со станции можно уехать на электричках в Домодедово, Барыбино, Ступино и другие населенные пункты Подмосковья. Павелецкий вокзал связывает Москву с Поволжьем, Казахстаном, Средней Азией, Кавказом. Пассажиры могут добраться на аэроэкспрессе в аэропорт «Домодедово» и на пригородном поезде до станции Узуново.

Станции метро: «Павелецкая (Кольцевая)» и «Павелецкая (Замоскворецкая)».

Открыли вокзал в Москве в 1900 году, в 1910 году название сменили на Саратовский вокзал, потом вернули первоначальное имя.

Рижский вокзал

Построили в 1901 году на месте, которое сейчас называется Рижской площадью. С вокзала отправляются поезда в Ригу, Псков и Великие Луки. Электрички ходят до таких станций, как Румянцево, Шаховская, Волоколамск, Дедовск и другие.

На вокзале происходит пересадка на ж/д платформы «Рижская» и «Ржевская».

Станции метро: «Рижская» (Калужско-Рижская линия).

Каждый год в мае с Рижского вокзала уходит «Поезд Победы». В 2004 году после реконструкции бывшего отстойника вагонов был открыт Музей истории развития железнодорожного транспорта МЖД.

Савеловский вокзал

Здание станции стоит на площади Савеловкого вокзала. Пассажиры могут уехать на электропоездах до Дубны и Савелово. Некоторые поезда ходят в Белорусском направлении. На Савеловском вокзале есть ж/д платформа «Савеловская».

Станции метро: «Савеловская» (Серпуховско-Тимирязевская линия) и «Савеловская» по Большой кольцевой и Солнцевской линиях.

Открыли в 1902 году и первые десять лет работы был известен как Бутырский вокзал. С этой станции поезда дальнего следования не отправляются. С 2005 года курсирует аэроэкспресс, доставляющий пассажиров в аэропорт «Шереметьево».

Ярославский вокзал

Еще один вокзал на Комсомольской площади, который связывает столицу с северными регионами страны, Уралом, Сибири, Дальним Востоком, с Китаем, КНДР. Принимает станция часть пассажиропотока Горьковского направления Курского вокзала по ветке Фрязево – Мытищи.

На вокзале можно пересесть на ж/д платформу «Каланчевская».

Станции метро: «Комсомольская (Кольцевая)», «Комсомольская (Сокольническая)».

Вокзал открыли в 1862 году. В начале 2000-х годов появился первый скоростной электропоезд «Экспресс-Спутник», который связал Москву с Мытищи.