Украшенные резными балконами, яркими перемычками и мозаичными фасадами, эти московские особняки напоминают дворцы из русских сказок.
На рубеже прошлого века Россию охватила тенденция возрождения средневекового русского искусства и памятников культурного наследия. Художники и архитекторы по-новому оценили уникальность и художественную ценность древнерусских икон и архитектуры. Они стали включать в свои произведения образы и элементы Древней Руси, одновременно переосмысливая их. Средневековое искусство оказало сильнейшее влияние на русский авангард. В архитектуре появление этого стиля (также известного как неорусский или псевдорусский стиль) было дополнительно подкреплено отменой строгих правил, регулирующих проектирование зданий, а также несколькими промышленными выставками в Москве, Санкт-Петербурге и Париже, на которых были представлены дома и интерьеры, вдохновленные средневековой русской архитектурой. Впоследствии здания и целые кварталы, построенные по этим проектам, стали появляться во многих городах России и за ее пределами.
Русский стиль состоит в том, что современные здания лепятся по образцу деревянного зодчества славянских мастеров, иногда намеренно преувеличивая их наиболее ярко выраженные черты. Самые известные здания в этом стиле в Москве — универмаг ГУМ на Красной площади, Ярославский и Казанский вокзалы, Исторический музей на Манежной площади. Кроме того, в Москве сохранилось несколько уникальных особняков, которые выглядят так, словно сошли со страниц книги русских народных сказок.
Особняк Лопатиной, 1876
Этот дом, украшенный разноцветной мозаикой, расположен в самом центре Москвы на Большой Никитской улице. До большевистской революции он принадлежал Анне Лопатиной, которая занималась поставками морепродуктов в Москву. Помимо квартиры владельцев, в здании находились сдаваемые в аренду квартиры, а также склады и административные помещения на первом этаже.
Здание было спроектировано архитектором Александром Каминским, зятем Павла Третьякова, основавшего Третьяковскую галерею, которая также была построена в русском стиле. Каминский украсил фасад орнаментом из мелких разноцветных кирпичей и керамики, напоминавшим вышивку крестом, а дизайн арочных окон был заимствован из боярских палат.
Третий этаж был пристроен в 1920-е годы, когда особняк перешел в руки советской власти и был превращен в резиденцию. В наши дни здесь располагается посольство Бразилии.
Дом Цветкова, 1899-1901

Этот небольшой домик на Пречистенской набережной был заказан коллекционером Иваном Цветковым. Он был преданным поклонником русского искусства и планировал этот особняк как художественную галерею, наняв для создания его архитектурного проекта художника Виктора Васнецова (автора «Богатырей и Аленушки»). В результате получился дом, канонически «русский» как снаружи, так и изнутри.
Он имеет куполообразную крышу над резными каменными балконами, яркие плитки на перемычках, комнаты с массивными кадильными люстрами и деревянными скамьями-сундуками. Вид из дома открывается на кондитерскую фабрику «Красный Октябрь».
В 1909 году Цветков передал дом и свою обширную коллекцию картин (в том числе более 1800 полотен и скульптур) городу, сохранив за собой право жить в доме и перестроить галерею. После его смерти в августе 1917 года здание было превращено в художественный музей и даже некоторое время служило филиалом Третьяковской галереи.
Однако в 1930-е годы коллекция была распределена между региональными музеями, а сам дом был превращен в резиденцию. Во время войны в этом здании располагался штаб истребительного полка «Нормандия-Неман». В настоящее время он используется как иностранная дипломатическая резиденция.
Дом Перцовой, 1905-1907

Этот сказочный дом на Пречистенской набережной — одно из самых ярких зданий Москвы. Он был заказан железнодорожным инженером Петром Перцовым, который зарегистрировал его на имя своей жены Зинаиды. Перцов загорелся идеей построить особняк в русском стиле после посещения своего друга Ивана Цветкова.
На земельном участке Перцов построил свой многоквартирный дом. Большой поклонник русского искусства, он планировал сдавать квартиры в этом здании художникам, писателям и другим представителям креативного класса по очень скромной цене. Дом был спроектирован архитектором Сергеем Малютиным — дизайнером знаменитой матрешки, — который намеренно включил в него окна разных размеров и асимметричные фасады. На чердаках располагались мастерские, а внутри были лифты и даже телефон.
Квартира хозяев занимала четыре этажа в отдельном крыле и была стилизована под русскую избу, с изразцовыми печами, резной дубовой мебелью и витражными окнами. Дом стал популярным местом встреч московской художественной сцены. В подвале располагалось кабаре, и прохожие часто останавливались перед этим особняком, чтобы полюбоваться замысловатыми деталями его фасада.
После большевистской революции дом был национализирован, и в него въехали представители нового правительства, в том числе Лев Троцкий. Большая часть оригинального внутреннего убранства была утрачена за эти годы, но снаружи здание почти не изменилось. С 1970-х годов особняк использовался Министерством иностранных дел.
Дом Игумнова, 1888-1895

Владелец этого особняка на Большой Якиманке Николай Игумнов построил его, вдохновившись старинными русскими палатами. Игумнов владел золотым рудником и потратил на строительство здания миллион рублей, что по тем временам было невероятной суммой (участок земли в центре Москвы, на котором стоит дом, стоил всего около 17 000 рублей).
Красный кирпич был заказан из Нидерландов, и каждый элемент фасада — окна, двери, балконы — имеет свой особый декор. Мозаика, украшающая особняк, изображает птиц, цветы и растения из сказок. Крыша здания выполнена в разных формах.
В 1901 году Игумнов уехал в Абхазию и больше в Москву не вернулся. После революции он добровольно передал имущество Советской власти. В настоящее время в здании находится резиденция французского посла.
Особняк Щукиных, 1893-1898

Этот огромный дом на Малой Грузинской улице принадлежал купцу и меценату Петру Щукину, страстному коллекционеру древнерусского искусства. По мере того как его коллекция росла, он решил построить для нее отдельное здание в модном в то время русском стиле.
Главное здание имеет широкое крыльцо, украшенное балконом (уменьшенная копия балкона палат Романовых на Варварке) и многоярусные остроконечные крыши. Внутри посетители попадали в сводчатые залы, расписанные цветочными узорами. Через несколько лет рядом с первым было построено еще одно здание, тоже в псевдорусском стиле, но более просторное. Позже два дома были соединены подземным переходом.
В 1905 году Щукин передал свой дом в дар Историческому музею, но до самой смерти оставался хранителем коллекции и даже сам проводил экскурсии по дому. В советские годы здание продолжало использоваться по первоначальному назначению, выставляя экспонаты из различных музеев. Сегодня здесь находится Тимирязевский биологический музей.