Московский метрополитен можно назвать отдельным видом искусства. Попав в него, вы словно оказываетесь в другом мире. Каждая станция выглядит по-особенному, и обязательно содержит нечто, достойное внимания и восхищения.
Система метро в Москве считается одной из самых больших и сложных во всем мире. Если рассматривать интенсивность использования, то столичное метро находится на шестом месте после Пекина, Токио, Шанхая, Сеула и Гуанчжоу. Сегодня метрополитен состоит из 233 станций, но до 2023 года планируется построить еще 27.
Мы подобрали для вас 10 особенностей, которые отличают метро столицы от всех остальных.
Все началось с картонных талонов
В 1930-х годах пройти в метро можно было, имея при себе специальный талон из картона. Его действие продолжалось всего 35 минут. Сам проезд имел фиксированную стоимость: 50 копеек. Первые турникеты возникли в 1959 году. С 1960-го цена за проезд упала до 5 копеек. Что же касается талонов, то в 1992 году картон заменили на пластик, а ближе к концу года — на железо. Система не менялась 7 лет.
Сейчас москвичи используют для проезда исключительно бесконтактные карты. Жетоны окончательно вышли из употребления, но ими все еще пользуются в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и некоторых других городах России.
Московское метро популярно в киноиндустрии

Создатели отечественного кинематографа нередко любят использовать столичный метрополитен в своих картинах. Им интересуются не только российские киноделы. Станция «Арбатская» стала одним из ключевых мест действия в популярном зомби-триллере «Обитель зла-5». Другая станция, «Достоевская», была замечена в российском фильме ужасов 2007 года — «Путевой обходчик».
Большинство кинематографистов отдают предпочтение «Кольцевой», «Сокольнической» и «Арбатско-Покровской» веткам. Из станций самыми востребованными в этой индустрии являются «Маяковская» и «Площадь Революции».
В метро вы не встретите урну

Для тех, кто впервые решил воспользоваться метро, будет странным тот факт, что на территории всей станции нет ни одной мусорной урны. Такая особенность присутствует не только в Москве, но и в большинстве метрополитенов по всему миру.
Отсутствие урн обусловлено мерой предосторожности против терроризма. После крупного теракта, произошедшего в московском метро в 1977 году, было решено убрать все урны, чтобы преступники не могли оставлять в них взрывчатки. Этот прием широко используется в мире на протяжении долгих лет. К сожалению, террористические акты все еще случаются, но их не так много, как могло бы быть, останься урны на прежних местах.
Самая длинная станция в Москве

Станция «Воробьевы горы» заслуженно считается самой длинной в столице. Протяженность ее платформы — 284 метра. Если вы захотите пройти ее от начала до конца, придется потратить 4-5 минут. Свое название станция получила благодаря одноименному историческому району Москвы.
Сегодня «Воробьевы горы» является не только самой длинной станцией, но и самой современной. Много раз ее реконструировали, и сейчас она представляет собой действительно уникальное зрелище. Через весь зал проходят опоры моста, которые облицованы зеленым и белым мрамором. В таким же стиле оформлены подходные коридоры. Путевые стены прозрачные. Это дает возможность пассажирам наслаждаться красотами столицы с высоты.
Станция с множеством имен

Некоторые московские станции время от времени получают новые названия. Однако рекордсменом среди всех стала «Александровский сад». Эту станцию переименовывали особенно часто. Она успела сменить несколько названий прежде, чем обрела текущее.
В прошлом «Александровский сад» называлась «Комитерн», «Улица Комитерна», «Имени Комитерна». В 1946 году ее нарекли «Калининской», и данное имя она носила вплоть до 1990 года. После на несколько дней стала «Воздвиженской», и уж потом — «Александровским садом». В ближайшее время смена названия не планируется. Похоже, станция, наконец, обрела подходящее имя.
Доисторические животные в метро

Более чем на тридцати станциях московского метро вы можете увидеть останки давно вымерших животных. При строительстве метро некоторые найденные экземпляры не стали отправлять в музеи и специализированные центры. Вместо этого навек вмуровали в мрамор, и теперь каждый желающий может на них взглянуть.
Брюхоногие моллюски, наутилусы, аммониты, морские ежи и многие другие представители древней фауны находятся в стенах столичного метро. Если вы хотите увидеть их своими глазами, то попасть на нужные станции можно с помощью справочника на сайте «Палеометро». Гарантируем, что увиденное потрясет вас до глубины души, и надолго останется в памяти.
Бункер на «Таганской»

Станция «Таганская» знаменита, в первую очередь, тем, что к ней вплотную примыкает бункер, построенный еще в далеком 1956 году. Этот бункер имеет название «Объект ГО-42». Он был построен как средство защиты от ядерного удара. До 1995 года этот бункер являлся запасным командным пунктом дальней авиации.
После 1995-го «Объект ГО-42» рассекретили. С тех пор он стал музеем. Данное строение имеет площадь в 7000 квадратных километров. В свое время там находился ряд таких учреждений, как радиостудия, центральный телеграф и геодезическая лаборатория. В 2006 году объект выкупила частная организация «Новик-Сервис». Именно благодаря ей он превратился в музей.
Собака в метро — не редкость

В Московском метрополитене можно встретить множество бездомных собак. Около 500 представителей данного вида обитают в подземке столицы. Особенно много их зимой. Собаки греются в теплоте станций и туннелей, а также попрошайничают у всех подряд. Они совершенно безопасны, и бояться их не следует.
Нередко собаку можно увидеть и в поезде. Многие живут в метро годами, к тому же некоторые из них постоянно переезжают со станции на станцию, и возвращаются назад. Так сказать, «ездят на работу». То есть, выпрашивать еду. Никто не знает, каким образом животным удается ориентироваться в ветках и совершать правильные пересадки.
Спасибо кофе за Кольцевую линию

Известная линия столичного метрополитена, Кольцевая, возникла буквально на пустом месте. Это случилось в момент, когда Иосиф Сталин, попивая кофе, выслушивал очередной доклад. Его суть состояла в том, чтобы отказаться от использования разгрузочной линии, а вместо нее внедрить пересадочные станции и радиальные ветки.
Вождь в ответ на это поставил чашку с кофе на план и сказал: «Это ваш главный недостаток. Постройте его». Когда он поднял чашку, то под ней на плане остался коричневый круглый след. Впоследствии, в память об этом событии, случайно созданную линию внесли в проект. Так и возникла знаменитая Кольцевая.
В метро сопровождают пожилых и инвалидов

В московском метро есть одна интересная услуга: если вы являетесь человеком преклонного возраста, беременной женщиной или инвалидом, можете нанять себе сопровождающего. После оформления заявки вас в нужное время встретит человек, который поможет дойти до пункта назначения.
Услуга совершенно бесплатная, и ею пользуются в больших масштабах. Сопровождающим может стать любой молодой и здоровый человек. Работать нужно на волонтерской основе. Подать заявку на сопровождение нужно заранее, заполнив форму на сайте mosmetro.ru. Ежедневно, с 7:00 до 20:00 вы можете воспользоваться данной услугой безвозмездно.