Архитектурный облик Москвы формировался в течение столетий. Этот процесс сейчас не завершен, поскольку появляются новые здания, постройки, стили, отражающие тенденции в градостроительстве и архитектуре. Интересно, что любая новостройка со временем легко вписывается в московский облик и архитектурный ансамбль. В Москве сохранились и древние постройки, и средневековые, и здания 18 века, когда Россия стала империей. Много в городе зданий советского и современного периодов. Каждый стиль имеет свои особенности и характерные черты, но в облике Москвы присутствуют семь стилей, которые делают город узнаваемым среди других населенных пунктов страны.
Нарышкинское барокко
Считается самым ранним архитектурным стилем, который связан только с Москвой. Он сформировал ментальный образ города в конце 18 века. Бояре из рода Нарышкиных покровительствовали развитию стиля, в котором сочетались декоративные элементы польского и украинского барокко, формы традиционной русской архитектуры. На основе нарышкинского барокко потом развивалось петровское барокко.
Сохранившиеся памятники: церковь Троицы в Троице-Лыково, колокольня Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях.
Утраченные здания: Успенская церковь на Покровке, Сухарева башня, которая стояла на пересечении Садового кольца и проспекта Мира.

Московский апмир
Прогулка по Старой Москве принесет знакомство с домами и строениями, возведенными в 1810-х – 1830-х гг. Построены они в стиле ампир, в котором работали Осип Бове и Доменико Жилярди. Они использовали французский ампир, стиль первой империи Наполеона, североитальянскую и русскую традицию архитектуры.
Памятники: старое здание Московского государственного университета на Моховой (Жилярди), Первая градская больница (Бове).

Модерн
Эклектику и академизм сменили в Москве новые стили и материалы для строительства зданий. Московский модерн – это смесь северного романтизма, французского ар-нуво и венского сецессиона. Главная идея – создать целостное, единое произведение архитектуры, живописи, дизайна и скульптуры. Стиль получил название купеческий, поскольку возводить здания в модерне могли позволить только богатые люди столицы. Главными архитекторами Москвы, которые работали в стиле модерн были Лев Кекушев и Федор Шехтель. Они создавали внутренние интерьеры особняков, которые сейчас используются в качестве резиденций для иностранных дипломатов и послов.
Памятники: особняки, Дом-музей Горького, Ярославский вокзал.

Столичный конструктивизм
В 1920-х – 1930-х гг. в архитектуре Москвы стал преобладать конструктивизм, который считается самым ярким стилем в указанный период времени. Он выразил идеалы послевоенного (Первой мировой войны) и постреволюционного периодов.
В это время в Москве творили братья Веснины, Константин Мельников и Илья Голосов. Они работали в стиле европейского функционализма, стараясь придать архитектурному решению конкретную функцию. Архитекторы старалась обнажить конструктивную основу здания, придавая ему художественную выразительность.
Здания возводились из материала низкого качества, но это не помешало им сохраниться в ХХI веке.
Памятники: рабочие клубы Москвы – Зуевский клуб на Лесной (И. Голосов), Дворец культуры ЗИЛ около станции метро «Автозаводская» (братья Веснины), Русаковский клую на Стромынке (К. Мельников); частный дом Мельникова в Кривоарбатском переулке (считается самым эзотерическим памятником конструктивизма).

Сталинский ампир
Это поздний вариант эклектики, когда при власти был Иосиф Сталин. Для стиля характерны следующие черты:
- Масштабная и пышная урбанистика периода социализма.
- Сочетание классицизма, барокко и ар-деко.
- Богатый декор.
- Слишком большие детали карнизов и арок.
- Преобладание формы над функцией.
- Сильное повествовательное начало, которое выражалось в социалистическом реализме.
С этим стилем и его постройками знакомятся все, кто приезжает в Москву. Здания и дома в сталинском ампире наиболее доступны посетителям во время экскурсий.
Памятники: парадная застройка Тверской улицы, станции метро, главное здание МГУ, Театр армии, подъезды высотки на улице Котельнической.

Позднесоветский модернизм
Архитектура времен Никиты Хрущева и Леонида Брежнева отличается единым стилем – типовая застройка панельных зданий. При этом строилось много несерийных зданий, которые выполнены в позднем советском модернизме. Для него характерно использование конструктивизма 1960-х гг., интернационального стиля, массивной торжественности начала 1980-х гг.
Памятники: Центральный дворец пионеров, мемориальный комплекс на Поклонной горе (М. Посохин-старший), жилые и офисные многоэтажки на Новом Арбате, Кремлевский дворец съездов, новое здание Третьяковки на Крымском Валу.

Постмодернизм Лужкова
В 1990-х гг. облик Москвы сильно поменялся под влиянием мэра Юрия Лужкова, который был практически единым правителем столицы с 1992 по 2010 годы. В последнее десятилетие ХХ века город пережил не просто изменения в архитектурном плане, а историческую масштабную трансформацию. Москва стала не столицей позднесоциалистической советской империи, а центром капиталистического олигархата. Материальную составляющую всем изменениям обеспечил Юрий Лужков, который на первое место ставил интересы инвесторов над другими соображениями.
Для лужковского постмодернизма характерно:
- Игривость, которая стала протестом против советского модерна.
- Средовой подход, который проявлялся в сохранении в новых зданиях случайных элементов прежней застройки.
- Отражение особого московского духа.
Памятники: Дом-яйцо в Машковом переулке Сергея Ткачева (Михаил Посохин-младший), Центр оперного пения Галины Вишневского на Остоженке, Военторг на Воздвиженке (Владимир Колосницын).