Почему Голливуд изображает русских злодеями?

Голливуд часто прибегает к национальным стереотипам при изображении кинозлодеев — но почему они хотят оттолкнуть часть своей аудитории? Таким вопросом однажды задался Том Брук — один из американских актеров.

От садиста и бывшего оперативника КГБ в «Мстителях» до прочих русских злодеев — в последнее время в голливудских фильмах им нет числа. Российские политики и кинематографисты ясно выразили свое недовольство тем, что американская киноиндустрия продолжает изображать русских персонажей антагонистами. Существовала даже угроза российского бойкота голливудских фильмов, подчеркивающая риск, на который идут студии, демонизируя национальную принадлежность.

Насмешка или реальное мнение?

Не так давно российское информационное агентство «Интерфакс» сообщило, что член комитета по культуре верхней палаты федерального собрания Бату Хасиков заявил: «Фильмы, в которых все, что связано с Россией, открыто демонизируется или показывается примитивным и глупым образом, должны быть запрещены к распространению на территории нашей страны».

Представление русских как злодеев имеет долгую историю. «Даже до холодной войны Россия часто представлялась геополитической угрозой Западу, — говорит Джеймс Чепмен, профессор киноведения в Университете Лестера. — «Но этот стереотип приобретает особую идеологическую интонацию во время холодной войны, когда вы получаете ассоциацию не только с Россией, но и с советским коммунизмом».

Удивительно, но падение Берлинской стены не положило конец русским злодеям на экране. Возможно, на какое-то время их присутствие ослабло, но русские остаются любимыми антагонистами голливудских студий.

«Вы не сможете включить телевизор и пойти в кино без упоминания русских как ужасных»,  — говорит проживающая в США российско-американская профессор Нина Хрущева, правнучка советского лидера Никиты Хрущева.

Хрущева, которая преподает в Нью-Йоркской Новой школе, следит за тем, как русские изображаются в американских развлечениях, и, по ее оценке, распространенность русских как злодеев на самом деле не уменьшилась со времен холодной войны. «Это никогда не ослабевало настолько, чтобы Россия чувствовала, что не является постоянным врагом», — говорит она.

Ученые видят в жесткой позиции российского президента Владимира Путина причину возросшего сейчас присутствия российских злодеев. «Я думаю, что особенно после возвращения Путина и гораздо более жесткого режима, особенно с нынешними проблемами на Украине, возникло ощущение, что Россия остается геополитической угрозой и враждебной державой — даже если она посткоммунистическая, — и я думаю, что именно поэтому вы видите данный тип злодейства, — говорит Чепмен.

Спектакль один, декорации разные

Русские могут быть злодеями прямо сейчас, но на протяжении десятилетий многие расы и национальности имели свой «звездный час» в качестве злодеев. Примерно во время Второй мировой войны, по понятным причинам, немцы появлялись в американских фильмах в роли антагонистов — как и японцы.

Одна группа, которая демонизировалась в течение десятилетий с разной степенью интенсивности, — это арабы и мусульмане. Еще до появления ролей Рудольфа Валентино в немом кино, таких как «Шейх» в 1921 году, актерский состав был настроен изображать арабов как сомнительных персонажей, которые воруют и убивают. В арабо-американском сообществе голливудские изображения на протяжении десятилетий рассматривались как страдающие от «Синдрома 3B», в котором арабы были показаны либо танцорами живота, либо миллиардерами, либо бомбистами.

После терактов 11 сентября среди американцев арабского происхождения выросло беспокойство по поводу того, что их считают террористами. Хотя некоторые фильмы действительно появлялись с более округлыми изображениями обычных арабов. Доктор Джек Шахин, автор книги «Плохие арабы: как Голливуд поносит народ», утверждает, что изменений было недостаточно. «К сожалению, арабские и мусульманские злодеи все еще регулярно появляются в кино и телешоу», — утверждает он.

Китай внес свою долю кинозлодеев, начиная со времен, когда Фу Манчи появился в качестве недоверчивого китайского персонажа в первые дни говорящего кино. Когда MGM выпустила «Маску Фу Манчи» в 1932 году, китайское посольство в США подало официальную жалобу, потому что заглавный персонаж был изображен с особой враждебностью. Но в наши дни в голливудских фильмах почти нет и следа китайского персонажа со злым умыслом, потому что Китай стал жизненно важным рынком для студий.

Это стало ясно после ремейка американского военного фильма 2012 года «Красный рассвет». Он был снят с китайскими злодеями, но из-за опасений, которые могли бы поставить под угрозу его выход на китайский кинорынок, злодеи были преобразованы в северокорейцев в пост-продакшн — за значительные расходы. Учитывая, что в Северной Корее нет распространения голливудских фильмов, продюсеры знали, что из-за отчуждения этой страны не может быть потери кассовых сборов.

И снова Россия

Голливудские изображения злодеев могут иметь очень конкретные и ощутимые последствия. Как и в случае с Россией, они могут рассердить политиков, а также, возможно, послужить им образцом для подражания. В своем блоге Нина Хрущева делает грандиозное заявление о том, что на Владимира Путина существенно повлиял голливудский «парад злых русских». «Он перешел в тот злодейский образ, который был представлен Голливудом России или российским лидерам. Он смотрел все эти фильмы. Он сказал: «Ну, вы все равно собираетесь изобразить меня злодеем, так что я могу и стать им»».

Независимо от того, был ли Путин вдохновлен голливудскими плохими парнями, реальность такова: ведутся серьезные разговоры об ограничении присутствия голливудских фильмов на российских экранах. Хрущева считает, что американская киноиндустрия действительно может получить санкции. «Вполне возможно, что российский рынок будет частично закрыт для Голливуда», — говорит она.

Учитывая, что Россия является седьмым по величине кинорынком в мире, почему студии рискуют вызвать антагонизм у одного из своих наиболее значимых клиентов? Одна из возможностей заключается в том, что жалобы России на голливудские фильмы могут оказать влияние на общественные отношения, что положительно скажется на студиях. «Они будут рады интересу и вниманию», — говорит Джеймс Чепмен. Кроме того, Клаус Доддс, профессор геополитики в Королевском Холлоуэйском университете Лондона, говорит: «Я думаю, что Голливуд гораздо больше озабочен китайским рынком». Действительно, в Голливуде существует почти одержимость Китаем — но теперь, когда недовольство России может снизить кассовые сборы, может произойти переоценка.

Охота на новых злодеев

Поскольку осталось мало национальностей, которые Голливуд может спокойно демонизировать, ему явно нужно найти новых злодеев.

Исламское государство может стать источником злодейских персонажей, но это чревато трудностями, потому что оно состоит из очень многих различных национальностей, собранных с Ближнего Востока, Северной Америки, Великобритании и за ее пределами. Доддс говорит: «Я думаю, что с ИГ у вас действительно есть то, что вы могли бы назвать репрезентативным вызовом. Какой человек или люди будут стоять за ИГ, учитывая, что это такое многонациональное дело с точки зрения тех, кто среди его членов?».

Учитывая сложности современной геополитики, вполне возможно, что злодеев перестанут определять в первую очередь по их национальности. Одна из тенденций, которую вы, вероятно, увидите в ближайшем будущем, заключается в том, что «плохие парни» будут загрязнителями или отрицателями климата. На самом деле враги окружающей среды уже являлись злодеями в самом кассовом фильме всех времен — «Аватаре» 2009 года.

Проблема в том, что ни один из злодеев в сегодняшних фильмах не имеет веса тех, что были в прошлом. Во время холодной войны, особенно в такие драматические времена, как Кубинский ракетный кризис, русский злодей на экране был гораздо более угрожающим, потому что кинозрители знали, что американские и советские центры управления запусками ядерных ракет готовы вступить в войну. К счастью, непосредственная ядерная угроза уменьшилась, но в результате обезоружила «злодеев». Вскоре нам просто придется иметь дело с врагами окружающей среды и общей угрозой террора, пока Голливуд в порыве вдохновения не изобретет фильм «Суперзлодей». Или, не дай бог, реальная геополитика даст врага, обладающего достаточной неминуемой уничтожающей силой, чтобы персонаж, представляющий эту страну, внезапно приобрел зловещий злободневный резонанс.