Основанное в 1870 году общество передвижных художественных выставок, широко известное как Передвижники — или «странники» — верило в представление предметов, взятых из повседневной жизни, с точностью и сочувствием, которые отражали их эгалитарные социальные и политические взгляды. Они работали в нескольких видах живописи, от пейзажа и портрета до жанровой и исторической живописи, и к концу XIX века стали самым известным художественным движением в России.
В 1923 году группа была расформирована, но ее влияние ощущалось во многих последующих жанрах русского искусства, от неопримитивизма до социалистического реализма.
Художники-передвижники были, пожалуй, наиболее известны своими пейзажами, картинами архетипических русских пейзажей, таких как сосновые леса, пшеничные поля и заливные луга, которые изображали предмет с почти фотографической точностью. В то же время эти пейзажи были символически значимы, представляя настроение художника, или подводя итог какому-то архетипическому аспекту русской культуры или характера.
Передвижники были первой группой художников, признавших, что повседневный русский гражданин является достойным предметом их внимания. Они приступили к созданию портретов и жанровых картин, которые вызывали аспекты повседневной жизни рабочего или крестьянина, их надежды, страхи и привязанности.
В эпоху, когда сосредоточение внимания на простых мужчинах или женщинах было синонимом политического радикализма, эта работа фактически звучала как громкий призыв к демократическим реформам.
Передвижники были первым крупным националистическим движением в русском искусстве. В своих исторических и религиозных картинах они изображали события и фигуры, сформировавшие коллективное русское сознание.
Подобно многим своим коллегам по французскому реалистическому движению середины XIX века, художники стремились не только к новой стилистической парадигме в искусстве своей страны, но и к радикальным социальным и политическим переменам.