Каждая столицы Европы отражает историю страны, города, населения. А вот Москва имеет несколько обликов, один из которых, Кремль, является символом самодержавия. С 1917 года Кремль стал предметом согласованных усилий, чтобы сделать его столицей не только России или Советского Союза, но и нового мирового порядка. Столица, сформированная не рынком, а идеей о том, каким может быть город.
Отказ от традиции
Когда в 1347 году Алексеевский женский монастырь был построен на лугу возле Кремлевской стены, Москва была городом, в котором все еще сражались поляки, литовцы и русские. Городу было всего пару веков, и у него все еще были воспоминания о том, что татары сожгли его до основания. Остатки монастыря были снесены, чтобы освободить место для Храма Христа Спасителя, самой большой православной церкви в мире, за которую заплатили деньгами русских крестьян, сброшенных в сборные ящики по всей России, как празднование национального освобождения от войска Наполеона.
Царь Александр I поручил Александру Витбергу спроектировать собор такого масштаба и величия, который отражал бы амбиции России, которые должны рассматриваться как могущественное и экспансивное государство. С куполом высотой более 750 футов он был бы вдвое больше Ватикана.
После того, как Витберга обвинили в хищении и сослали в Сибирь, преемник Александра Николай I передал проект другому архитектору Константину Тону, который переделал его в более традиционном русском стиле и в более скромных масштабах.
Тем не менее, за 360 футов до вершины креста на его большом куполе он был еще такой же высокий, как лондонский Сент-Пол. Считалось, что свеча, зажженная у одного из его алтарей, приносит удачу, при условии, что ее человек донесет домой, не задувая. Пасхальные службы привлекли тысячи поклонников огромного строения из белого мрамора.

Союзный Дворец Советов
Сталин в 1931 году решил возвести в честь коммунизма и компартии Дворец Советов для проведения всесоюзных съездов. Вождь СССР решил переделать центр Москвы, он хотел, чтобы площадка для Дворца Советов был символом его режима.
Под наблюдением близкого политического союзника Сталина Вячеслава Молотова был организован конкурс на поиск нового архитектора, который должен был создать монументальную структуру, выдающуюся по своей архитектурной постановкой.
Участие в конкурсе приняли Уолтер Гропиус и Ганс Полезиг, конкуренты за возможность построить гитлеровский рейхсбанка только два года раньше, Огюст Перре, Ле Корбюзье, Наум Габо и три советские архитектурные команды.
Окончательным победителем после нескольких туров стал Борис Иофан, архитектор из Украины, которому еще не было сорока. После обучения в Одессе, Украина, Иофан провел десять лет в Риме, работая в студии Армандо Бразини, человека, который стал близким с Муссолини и работал в Ливии и принимал участие в перепланировке Рима.
Его проект, руководствуясь тем, что он описал как гений Сталина, был бы таким же высоким, как Эмпайр-Стейт Билдинг, увенчанный статуей Ленина (100 метров), указывая на Кремль.
Сталин попросил финалистов объединить «лучшее из прошлого с современными технологиями». С этой целью Иофан объединился с официально утвержденными архитекторами Владимиром Щуко и Владимиром Гельфрейхом, чтобы построить Дворец Советов.
В 1931 году Храм Христа Спасителя взорвали. За этим процессом наблюдал Иофан из окон своей квартиры, которая находилась недалеко от Кремля. Оправдывая разрушение базилики, Иофан утверждал, что старая церковь была огромной и громоздкой, похожей на торт или самовар, который символизировал власть и вкус династии Романовых и их приближенных.

Строительство здания
Несколько священников, которые пытались спасти религиозные реликвии, были вскоре расстреляны, а двое техников, которые отказались принять участие в уничтожении останков храма, были отправлены в ГУЛАГ. Уничтожив храм Спасителя, руководители новой Москвы начали строить его замену в 1935 году.
Фундамент закончили возводить к концу 1930-х годам, но стальные конструкции, которые успели поставить до начала немецкого вторжения, были разобраны в 1941-1942 гг. Их использовали для строительства оборонительных сооружений.
Главный зал Дворца Советов по проекту Иофана должен был вмещать 21 000 человек, над ним собирались разместить купол на высот 380 футов. Большой зал был окружен шестью залами меньшего размера, каждый из которых тематически выражал часть клятвы из шести частей, которую Сталин принял, когда он сменил на посту Ленина, включая Зал Сталинской Конституции, Зал Здания Социализма и Музей Мировой Революции.
Башня была разработана в классическом стиле, в трех взаимосвязанных частях. База должна была представлять предшественников социализма – Маркса и Энгельса. На самом верху хотели поставить статую Владимира Ленина.
В Советском Союзе, однако, не было архитекторов, владевших достаточными навыками возведения такого монументального сооружения. Эксперты Сталина игнорировали сообщения о проблемном строительстве храма, который они взорвали для строительства Дворца Советов. Тогда храм строили на опасном участке Москвы, который подвергался наводнением и испытывал давление Москвы-реки.
Сначала все шло хорошо. Фундамент для дворца был вырыт к концу 1938 года, и начались работы по возведению стальных конструкций. Очистка всего места потребовала бы поднятия Пушкинского музея, установки его на огромных сваях и полного смещения с пути, что Политбюро было полностью готово сделать.
К 1939 году было объявлено о закрытии дороги, необходимой для подготовки к перемещению музея. Но место становилось все более заболоченным, и ничто из того, что пытался сделать Иофан, не решило бы проблему. Подпорные стены были залиты смолой и облицованы надгробными плитами, но ни одна из них надолго не остановила подъем воды.
Многие гораздо более влиятельные люди были казнены как диверсанты за гораздо менее заметные неудачи, но у Иофана, очевидно, была особая связь со Сталиным, которая спасла его от ГУЛАГа и Лубянки. Его оставили строить советский павильон на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году.
Процесс строительства был так же важен для сталинских целей, как и готовый продукт. Магазины Москвы в 1930-х и 1940-х годах мало что могли предложить в плане продовольствия, не говоря уже о потребительских товарах. Но они были заполнены изображениями, на которых изображен Дворец Советов в том особенном сказочном стиле, который был спроектирован Иофаном.
Сам диктатор изображался как источник всего этого великолепия, его творческого гения, инфантилизирующего Советский Союз в процессе. Строительством монументального здания Иосиф Сталин пытался отвлечь население от проблем, которые были на виду у населения. Чтобы избежать протестов и социального недовольства, строительство продолжалось.

Нереализованная идея
Только немецкое вторжение в 1941 году остановило работу. Конструкционная сталь дворца, к этому времени достигшая одиннадцатого этажа, была демонтирована для использования в военных целях; Иофан и его проекты были переведены в новую студию на восточной стороне Урала.
После войны Иофан вернулся в свою квартиру и продолжил работу над проектом, предлагая Сталину ряд вариантов его завершения, ни один из которых не был принят.
Вместо этого Сталин выбрал другой проект по преобразованию Москвы, который предполагал строительство восьми высотных зданий. Это сооружение по внешнему виду напомнило некоторые предложения конструктивистов 1920-х годов, но использовало совершенно другой архитектурный язык, который опирался на работы Иофана во время работы над Дворцом Советов.

Проект по строительству зданий одобрили в 1947 году, а закончили в начале 1950-х годах. За эти годы архитекторы построили здание МГУ им. Льва Руднева, гостиницу «Украина», Министерство иностранных дел СССР, гостиницу «Ленинградская», жилое здание на Кудринской площади, административно-жилое здание на площади Красных Ворот, жилое здание на Котельнической набережной. По проекту должны были возвести админздание в Зарядье.
Планировалось возвести в Москве и ряд других монументальных сооружений, среди которых здание Наркомата тяжелой промышленности на Красной площади (его хотели построить на месте ГУМа) и Дом Аэрофлота, проект которого разработал архитектор Чечулина. Еще одна жилая высотка должна была вырасти на площади Восстания.

Архитектура Москвы после смерти Сталина
После смерти Сталина Хрущев осудил преступления своего предшественника на закрытом заседании Коммунистической партии Советского Союза. По его решению руины недостроенного Дворца Советов разобрали и переделали в самый большой плавательный бассейн в городе, который имел идеально ровную круглую форму диаметром 100 метров. Этот объект был по своему виду менее авторитарным, более популистской версией архитектуры советской системы.
В последние годы существования Советского Союза бассейн был закрыт, а вода была слита. Еще до краха старой системы государство дало разрешение на восстановление новой церкви на этом месте.

Первый постсоветский мэр Москвы Юрий Лужков снес бассейн и начал строить копию того храма, который был разрушен по приказу Сталина.
Храм Рождества Христова или Христа Спасителя строили с 1994 по 1999 года под руководством трех архитекторов – Алексея Денисова, Зураба Церетели, Михаила Посохина. Современный храм – точная копия того сооружения, который существовал в XIX – начале ХХ веков. Здание воссоздавали на цоколе, используя различные строительные материалы. Бронзовые двери, скульптуры, надписи, яркие клумбы, фонарные столбы и резной камень – все это работы мастеров конца двадцатого века.
Сейчас храм защищен металлическим забором и окружен чугунными фонарными столбами, каменными балюстрадами и бесконечными ступенями. Под землей находится подземный комплекс пандусов, дорог и подземных парковок.

Борис Ельцин сам заложил первый камень в фундамент. Это церковь, в которой пять членов Pussy Riot устроили свой 40-секундный протест против связей между православной церковью и путинским режимом.
Таким образом, Сталин, желая сделать Москву столицей мирового социализма, сделал ставку на монументальную архитектуру. Реализацию своих идей он начал со строительства Дворца Советов, который так и не достроили. Остальные высотные здания разного функционального значения были закончены и являются символами монументализма. Эти объекты, носящее общее название семь сестер или семь сталинских высоток, включают в экскурсионные программы обзорных и тематических туров по Москве.