Московский метрополитен: история, интересные факты и станции-музеи

metro1

Современный город должен иметь современную транспортную систему. Москва получила современную из возможных транспортных систем – метрополитен – в 1935 году. Под руководством нового московского муниципального председателя Советов Никиты Хрущева сначала была построена троллейбусная система. Хотя Иосиф Сталин опасался, что вагоны будут переворачиваться, но все обошлось. После запуска троллейбусной линии в Москве городские власти обратили свое внимание на метро – проект, масштаб которого они не понимали до конца.

Рекламная кампания, сопровождавшая строительство с 1932 года, гарантировала, что СССР отдаст все свои ресурсы этому проекту. На кону стояла репутация нескольких ведущих политиков, в частности Лазаря Кагановича и Никиты Хрущева. Начальные инвестиции в оборудование были огромными, но Иосиф Сталин одобрил их.

Туристы приезжали со всего Советского Союза, даже со всего мира, чтобы увидеть московский метрополитен. Москвичи использовали его, чтобы передвигаться в большом городе. Во время войны метро спасло их от немецких бомб, в послевоенные годы служило молодежи местом встречи влюбленных.

[toc]

Идеи о строительстве

Сегодня московское метро – одно из самых длинных в мире, насчитывает почти 270 станций и 15 линий. В течение следующих десятилетий планируется значительное расширение, чтобы полностью связать все части самого крупного города Европы

Первое предложение по системе метро в Москве была представлена в 1872 году инженером Василием Титовым. Другие планы были предложены в течение следующих пятидесяти лет, но ни один из них не осуществился из-за финансовых затруднений, войны и революции, и даже сопротивление православной церкви.

Ситуация изменилась с быстрым расширением Москвы, которая стала главным городом Советского Союза. По словам Ленина, коммунизм – это советская власть плюс электрификация всей страны. Самый лучший способ продемонстрировать это – ориентироваться на будущее поколение через строительство новой системы метро.

Строительство началось в конце 1931 году. Значительную помощь московским строителям оказали специалисты, работающие при закладке лондонского метро. Рабочие отношения были разрушены паранойей НКВД, озабоченной все более глубокими знаниями иностранцев о Москве. Это завершилось допросами, показательными процессами и международным кризисом.

Первая линия метрополитена была открыта через четыре года, что стало огромным достижением в развитии транспортной системы. В течение следующих 20 лет станции строились по индивидуальным проектам, каждая имела свою тематику, став настоящими архитектурными чудесами.

Сначала существовало 13 станций, расположенных между Сокольниками и Парком Культуры. Эту линию сделали красной по цвету («Сокольническая»). Ее длина составляла 11 км, хотя первоначальный план предусматривал протяженность 80 км. Вскоре после этого было добавлено еще две линии – «Горьковско-Замоскворецкая линия» (зеленая линия) и «Арбатско-Покровская линия» (синяя линия).

Война и послевоенные годы

Вторая мировая война оказала влияние на все, что происходило в стране. Строительство метро не было исключением. Просоциалистические мотивы интерьера были заменены декором на тему войны, строительство новых станций затянулось, а некоторые старые станции вышли из строя. Многие станции служили убежищем для жителей Москвы, которые прятались там во время воздушных налетов при осаде Москвы в 1941 году.

После войны строительство вновь активизировалось. Была открыта самая главная из линий – Кольцевая. Она тянулась через Садовое кольцо, один из центральныхпроспектов столицы. На карте эту линию обозначили коричневым цветом. Существует легенда, что такого цвета и линии на официальных документах не было, но Сталин поставил кружку кофе на временные планы, оставив след в форме кольца на бумагах. Якобы после этого и началось строительство нынешней кольцевой линии.

Холодная война принесла с собой уменьшение финансирования строительства метрополитена, уменьшив также затраты на оформление. Станции, которые построили в период холодной войны, расположенные чуть дальше от центра. Их можно узнать сразу по внешнему виду. Все выглядят почти одинаково – ряд колонн проходит с обеих сторон платформы. Единственная разница между ними – цвет мрамора или керамической плитки на стенах.

Метрополитен сегодня

В наше время московское метро постоянно расширяется.  Ежегодно на линии добавляются новые станции. 2016 был особенно важным в жизни метро. Тогда была открыта вторая (наземная) линия Московского центрального круга.

Сейчас московский метрополитен имеет длину почти 400 километров, 15 линий обслуживают 269 станций. Сюда входят монорельсовые пути и две окружные, соединяющих пригородные станции на разном расстоянии от центра. За последние 10 лет длина метро возросло почти вдвое, и было добавлено 81 новую станцию.

В будущем планируется продолжить 7 линий, построить 3 новых линии и интегрировать наземные службы. После этого московское метро пройдет 1000 километров.

Знаковые станции метро

В городе много станций с уникальным дизайном и архитектурой, которые давно стали музеями. Среди самых интересных станций, которые стоит посетить обязательно, нужно отметить:

  • «Маяковская».

Эта станция была открыта в 1938 году, построена в сталинском стиле ампир с некоторыми элементами арт-деко. Арки сделаны из нержавеющей стали, они облицовывают платформу, пол с геометрическим рисунком выполнен из различных видов мрамора. 34 потолочные ниши содержат мозаики под названием «День жизни Советского Союза», многие из которых имеют авиационную тематику, освещенные круговыми лампами, создающими впечатление люстры. Станция «Маяковская» была удостоена Гран-при на Всемирной выставке 1939 года.

  • «Новослободская.

«Новослободская», известная как «каменный цветок» московской метрополитена, уникальная своими витражными панелями, сделанных в Риге. Панели подсвечиваются изнутри и вложены в гладкие арки, выстилающие платформу. Они сочетают геометрические природные образцы с мотивами соцреализма, такими как идиллическая сельская жизнь и важные профессии общества. Пол сделан из гранитных плит в стиле шахматной доски, а в конце платформы находится большая мозаика.

  • «Новокузнецкая».

Построенная в разгар Второй мировой войны, «Новокузнецка» прославляет храбрость и силу СССР в годы войны. Станция сделана в стиле римского храма с резными мраморными скамейками и разноцветными мраморными полами. Военные фризы растянуты на всю длину зала на платформе, стены облицовывают города-герои Советского Союза, а потолки украшают семь мозаик, представляющие важные советские профессии. Создатель мозаик Владимир Фролов отправил их в Москву «Дорогой жизни» над замерзшим Ладожским озером. Сам он погиб при осаде Ленинграда.

  • «Рассказовка».

«Рассказовка» (имя которой означает «рассказ историй») обозначает литературное наследие России. Стены платформы покрыты именами выдающихся русских писателей и поэтов, а стены у трассы сделаны в виде книжных полок с самыми известными литературными шедеврами. Подобно библиотекам будущего, столбцы платформы похожи на картотеки, каждая «ящик» имеет QR-код и имя автора, что позволяет пассажирам загружать книги для своего путешествия. Станция находится далеко от центра города, но сюда нужно съездить, чтобы посмотреть на уникальное оформление.

  • «Славянский бульвар».

Традиции парижского метро прослеживаются в Москве на станции «Славянский бульвар». Внутри криволинейного стеклянного тамбура находится платформа, украшенная элементами модерна – нежными изогнутыми светильниками, листьями, которые обрамляют название станции, и усиками, тянущиеся сводчатым потолком.

  • «Площадь Революции».

Импозантная отделка залов «Площади Революции», ближайшей станции к Красной площади и Кремлю. Здесь стоят десятки статуй соцреалистов, на которых изображены советские мужчины и женщины. Потолок подпирают красные мраморные арки, простирающиеся на всю длину платформы, а над кассой размещена мозаика, которая прославляет 30-ю годовщину Октябрьской революции.

«Электрозаводская».

Названа в честь соседней электростанции. В архитектуре присутствуют бюсты ученых из области электротехники, а зал билетов украшен медальонами Майкла Фарадея, Михаила Ломоносова, Александра Попова и других. Присутствуют в интерьере барельефы с изображениями известных профессий, которые выстилают зал платформы. Находятся тут и 318 круговых огней, которые выглядят почти как оптическая иллюзия. Интересно, что окаменелости видно в красном грузинском граните стен платформы.

  • «Комсомольская».

Одна из старейших и наиболее просторных станций Москвы, является прекрасным образцом архитектуры СССР, построенная, когда при власти находился Сталин. Станция была задумана как ворота в столицу, принимая посетителей, которые сначала прибывали в Москву из ближайших междугородных станций. Наряду с мраморными колоннами и люстрами находятся мозаики, отмечающие самых влиятельных деятелей русской истории, в частности Александра Невского, Минина и Пожарского, Михаила Кутузова и Ленина.

Интересные факты

Метрополитен хранит много тайн и легенд, заставляя москвичей и гостей города повнимательнее присматриваться к станциям и изучать историю подземки.

  • Станция метро Гантс Хилл в восточном Лондоне была разработана в честь отношений между СССР и Англией в 1930-е годы, когда лондонские строители помогали разрабатывать проект московского метрополитена. В ее интерьер присутствуют большие колонны и сводчатые залы, как во многих станциях метро Москвы.
  • Московское метро – важный элемент культуры. Например, один из самых популярных современных российских писателей Дмитрий Глуховский сюжеты всех своих романов описывает в метро.
  • Великолепие и масштабы станций, построенных между 1935 и 1955 годами, свидетельствуют о том, что метро имело большее значение, чем просто транспортная система. Поэтому каждая станция строилась по индивидуальному проекту со своей темой и архитектурой.
  • Для первых 13 станций метро использовано 21000 квадратных метров мрамора.
  • Во время Второй мировой войны в Москве достроили и открыли 7 новых станций.
  • С момента открытия московский метрополитен не работал только один день. Это произошло 16 октября 1941 года. Правительство готовился уничтожить систему метрополитена в случае захвата Москвы нацистами. Когда немцы приближались к Москве, первые этапы этих планов были введены в действие 15 октября 1941 года, а метро закрыли на следующий день. К счастью, ситуация не обострялась дальше.
  • После смерти Сталина отношение к архитектуре изменилось, а дворцовое убранство станций заменили на более функциональный стиль. Это позволило расширить метро и строить станции очень быстро. К концу 1970-х годов оно было самым занятым в мире. До распада Советского Союза было открыто 9 линий.
  • Сталин приказал построить вторую более глубокую систему тоннелей для соединения правительственных штаб-квартир и секретных бункеров. Во время холодной войны систему расширили, добавив несколько «линий», соединяющих огромные укрытия, помещения для хранения, командные центры и военные объекты, способные противостоять ядерным атакам. Эта система была известна как «Метро 2». По некоторым из этих линий регулярно проводятся экскурсии.

Без метро в Москве сложно. Каждый день вагоны подземки перевозят миллионы людей, обеспечивая регулярную коммуникацию и связь между центром и периферией, давая возможность жителям удаленных районов работать и учиться в разных частях города. Туристы, приезжающие в Москву, обязательно включают поездки в метро в свой план экскурсий