Модерн

Модерн (франц. moderne — новейший, современный) — стиль, возникший в Европе и Америке в XIX веке. Также называется «современным искусством».

Точного определения термина «современное искусство» не существует: он остается эластичным термином, способным вместить в себя самые разные смыслы. Это не слишком удивительно, так как мы постоянно движемся вперед во времени, и то, что сегодня считается «современной живописью» или «современной скульптурой», может не рассматриваться как таковое через 50 лет. Тем не менее, принято говорить, что «современное искусство» — это произведения, созданные приблизительно в 1870-1970 годах. Эта эпоха последовала за длительным периодом господства академического искусства эпохи Возрождения, продвигаемого сетью европейских академий изящных искусств.

Данная хронология согласуется с мнением многих искусствоведов и учреждений, но не всех. И Лондонский музей Тейт Модерн, и Национальный музей современного искусства в Центре Помпиду в Париже, например, берут 1900 год за отправную точку для современного искусства. Кроме того, ни они, ни Музей современного искусства в Нью-Йорке не делают никакого различия между модернистскими и постмодернистскими работами. Вместо этого они рассматривают оба направления как фазы современного искусства.

Пытаясь понять историю искусства в целом, важно признать, что оно не меняется в одночасье, а скорее отражает более широкие (и более медленные) изменения, происходящие в обществе. Также она отражает мировоззрение художника. Так, например, произведение, созданное еще в 1958 году, может быть решительно постмодернистским (если художник имеет очень авангардное мировоззрение); в то время как другое произведение, созданное консервативным художником в 1980 году, может рассматриваться как возврат ко времени модерна, но не его пример.

Чтобы понять, как начиналось современное искусство, полезно немного углубиться в историю. XIX век был временем значительных и быстро растущих перемен. В результате промышленной революции (около 1760-1860 гг.) огромные изменения в производстве, транспорте и технологии начали влиять на то, как люди жили, работали и путешествовали по Европе и Америке. Города росли и процветали по мере того, как люди строили фабрики. Вдохновленные промышленностью социальные изменения привели к большему процветанию, но также и к стесненным условиям жизни для большинства рабочих.

Кроме того, два события оказали непосредственное влияние на изобразительное искусство того периода. Во-первых, в 1841 году американский художник Джон Рэнд (1801-1873) изобрел складную жестяную трубку для краски. Во-вторых, был достигнут значительный прогресс в области фотографии, позволив художникам фотографировать сцены, которые впоследствии можно было бы нарисовать в студии.

Обе эти тенденции принесут огромную пользу новому стилю живописи, известному как «импрессионизм», который будет иметь радикальное влияние на то, как художники рисовали мир вокруг них, и в процессе станет первой крупной школой модернистского искусства.