Метемпсихоз (метампсихоз), (греч. metempsychosis — «переодушевление») — понятие из греческой философии, сходное с реинкарнацией. Метемпсихоз также называется переселением душ и описывает процесс переноса души в другое тело после смерти. Этот перенос может произойти между любым человеческим и / или животным телом. Например, человек может вернуться как другой человек, или как птица, или как животное, или как рептилия. Точно так же души животных могут вернуться в человеческий облик. Метемпсихоз отличается от реинкарнации тем, что душа не идет «вверх» или «вниз» по лестнице в результате хороших или плохих действий в жизни. Вместо этого выбирает новое тело.
Пифагор был первым, кто теоретизировал метемпсихоз как потенциальный опыт жизни после смерти, а затем Платон изложил эту теорию в своей «Республике». Неясно, действительно ли Платон верил в метемпсихоз, но он был ответственен за его популяризацию. В его рассказе «Воин по имени Эр» герой отправляется в бессмертное царство, а затем приносит знание в царство смертных. Находясь там, он видит, как происходит метемпсихоз. Души умерших собираются вместе, выбирая новые тела для обитания — животные хотят стать другими животными, люди хотят стать другими людьми, птицы — людьми, и даже боги делают выбор — в пользу атлетических героев. Когда душа определилась со своим новым домом, ей велели напиться из реки Лета, а затем послали на землю — перерождаться. В Библии есть несколько примеров, когда падшие ангелы принимают человеческий или животный облик (Бытие 3:1-7; 6:1-4) и святых ангелов, появляющихся как люди (МК 16:5), но это не считается метемпсихозом, потому что дух обитает в теле только в течение короткого периода времени, не вступая во владение им до самой смерти.
Хотя метемпсихоз довольно поэтическая идея, она не является библейской. Он опровергается Писанием, в котором говорится, что у человека есть только один шанс жить и он может только один раз умереть, после чего должен предстать перед судом Бога (Евреям 9:27). Концепция реинкарнации снимает давление с людей, задерживая или даже полностью устраняя суд Божий. Но совершенно ясно, что Бог будет судить каждого человека по тому, что он сделал, находясь в Теле (2 Коринфянам 5:10).