Культурный ареал

Культурная область, также называемая культурным ареалом (лат. cultura — возделывание, воспитание, и area — площадь, пространство), культурной провинцией или этногеографической областью, в антропологии, географии и других социальных науках — это смежная географическая область, в пределах которой большинство обществ имеют много одинаковых черт. Очерченная на рубеже XX века, она остается одной из наиболее широко используемых рамок для описания и анализа культур.

Хорошо известные примеры культурных районов и их традиционных жителей встречаются на всех континентах, кроме Антарктиды, и включают Скандинавию, родину викингов; североамериканские равнины, родину равнинных индейцев; и многие другие области. Австралия, родина австралийских аборигенов, часто рассматривается как единая культурная область, несмотря на ее значительное культурное и географическое разнообразие.

Родословная подхода к культурному району может быть прослежена до классификации живых существ, предложенной шведским ботаником Каролусом Линнеем в Systema Naturae (1735) и далее развитой французским биологом Жаном-Батистом Ламарком и другими. Эти систематики использовали лежащую в основе морфологию, или физические структуры организмов (таких как цветы, раковины и кости), чтобы осветить родство групп живых существ. Чтобы обозначить информацию об отношениях, которые предполагали их данные, они создали биологическую номенклатуру, которая в конечном счете состояла из категорий царства, типа, класса, порядка, семейства, рода и вида.

Успехи таксономии в организации живых существ побудили ученых в других областях концептуализировать свою работу через тропы биологии. Точно так же, как зоолог может изучать относительно небольшую группу птиц (например, множество разновидностей канареек), прежде чем перейти к семейству, членом которого является группа (вьюрки в более широком смысле), так и историк искусства может оценить картины одного художника, прежде чем перейти к картинам определенного периода или региона, а антрополог может сосредоточиться на системе существования группы, прежде чем приступить к анализу ее культуры в целом.

Датский археолог Кристиан Юргенсен Томсен, куратор Национального музея Дании (1816-1865), был одним из первых, кто использовал таксономический подход в социальных науках. В кропотливом исследовании древнего кулона, найденного в Северной Европе, он наметил различные морфологические категории, такие как знаки отличия и размер. Объединив созданные таким образом типологии, он показал, что эти нордические орнаменты развились из более ранних римских монет. Позже Томсен использовал аналогичные методы с гораздо большим объемом данных и в конечном итоге разработал основную хронологию древностей Старого Света: Каменный век, Бронзовый век и Железный век.