Казанский вокзал: история и архитектура

kazan

Находится на Комсомольской площади, обслуживает направления дальнего следования и пригородные поезда. Рядом с Казанским вокзалом расположены две станции метро – «Комсомольская (Кольцевая)» и «Комсомольская (Сокольническая)». Кроме того, здесь можно осуществить пересадку на железнодорожную платформу Каналчевская.

Длительное строительство

Вокзал появился в Москве в 1862 году и назывался сначала Рязанским. Первое здание вокзала было деревянным, многие платформы в то время не достроили, но император приказал отправить поезд по маршруту Москва – Коломна в июде 1862 года.

Постройка простояла до 1864 года, а потом ее снесли, чтобы возвести каменное здание железнодорожного вокзала. Автором проекта стал архитектор М. Левестам.

По размерам здание было небольшим, имеющее общую крышу над дебаркадером над железнодорожными путями и платформами. Из-за таких скромных размеров места внутри для пассажиров и работников вокзала не хватало. Архитектор над входом сделал башню с часами.

От того каменного здания сохранилось до сегодняшнего времени только 1-этажное здание веерного депо, которое имеет черты итальянского стиля. Эта постройка чудом уцелела после многочисленных перестроек, самая масштабная из которых началась в начале 1890-х годов, когда была открыта Московско-Казанская железная дорога. Следствием этого стал большой пассажиропоток, поэтому власти города начали возведение большого вокзального здания.

Строительство началось не сразу. С 1893 по 1910 гг. продолжались переговоры о проекте, рассматривались разные варианты, но решение приняли только в 1910 году. Тогда правление акционерного общества Московско-Казанской железной дороги наконец-то объявило конкурс на здание новой вокзальной постройки. В акционерном обществе хотели, чтобы вокзал стал своеобразными воротами на Восток, которые символизировали бы связь Европы и Азии.

Победителем стал архитектор А. Щусев, предложивший проект здания в теплых и красочных мотивах московского барокко, неорусского стиля, соединенного с традициями восточной культуры и романтического стиля. В конце октября 1911 года Щусев получил должность главного архитектора нового вокзала в Москве. Работы над усовершенствованием проекта продолжались еще два года.

В 1913 году стали проводиться первые работы по возведению нового здания, к которому были привлечены Н. Рерих, А. Бенуа, Б. Кустодиев, Е. Лансере, З. Серебряков. Закладка фундамента завершилась в 1915 году, одновременно с которым строились котельная, главный вход с башней, отделение для багажа.

Первая мировая война несколько раз прерывала основные работы, поэтому только в начале 1917 года вокзальное здание получило крышу. Еще через два года здание в незаконченном виде сдали в эксплуатацию.

В 1926 году завершился первый этап по строительству и отделочным работам. К 1940 году возведение всех построек комплекса закончили, но большинство планов архитектора Щусева так и не реализовали.

В 1935 году в бывшее отделение для багажа построили выход со станции метро «Комсомольская», а еще через пятнадцать лет – подземный зал пригородного сообщения. Эта постройка соединена с вестибюлем станции. Щусев хотел построить отдельный выход для станции метро «Комсомольская (Кольцевая)», которая должна была вести в здание вокзала. Но проект так и не реализовали, поэтому попасть со станции на вокзал можно через холл радиальной станции.

Реконструкцию вокзала провели в начале 1970-х годов, что позволило в несколько раз увеличить пропускную способность станции. Масштабная модернизация вокзального комплекса была осуществлена в 1987 – 1997 года.

Главные акценты были сделаны на обновление фасада, расширение и перепланировку внутреннего помещения, установление крыши над перронами, оснащение здания современными техническими средствами.

Отдельно построили подземный переход под всеми железнодорожными путями, ведущие от Комсомольской площади до Новорязанской улицы. Возвели дебаркадер над платформами, корпуса Казанского вокзала на Рязанском проезде и Новорязанской улице, которые создавались по чертежам Щусева. Реконструкцию успели к 850-летию Москвы.

Подземный путь под путями закрыли в 2003 году, в Царской башне в 2010 году разместили картинную галерею художника Дмиьрия Белюкина. Последнее обновление Казанский вокзал «видел» в 2012 году, когда построили наземное здание на два этажа, чтобы обеспечивать пригородное сообщение.

Особенности архитектуры

Здание отличается своей несимметричностью, что было сделано специально для создания уникального внешнего облика. Сложная композиция соединяет разные по массе и архитектурным размерам элементы, которые органично соединены друг с другом. Щусев применил такой подход, чтобы его постройка согласовывалась с двумя уже существующими зданиями вокзала. Благодаря этому Казанский вокзал получил свой индивидуальный стиль.

Корпуса комплекса вытянуты в линию корпуса, которые выполняют разные функции. Здания отличаются по высоте, ширине и ритмике объемов, увенчаны островерхими крышами, башней с часами, высокой ярусной башней, которая стоит в углу, создавая арочный проезд.

Архитектурно-зрительное единство было достигнуто с помощью многоярусной башни, которую Щусев сдвинул в угол и сделал главным объектом в комплексе, связывающие воедино все вокзальные фасады.

Башня стилизирована под башню Сююмбике кремля в Казани, только архитектор поменял в пропорцию ярусов, сделав нижний ярус более объемным. На башне установили шпиль с драконом Зилантом, присутствующий на древнем гербе Казани. Флюгер установлен на высоте 70 метров над землей, его длина – 2,7 метра, а вес составляет 250 кг. Дракона отреставрировали и позолотили в 1966 году.

На фасаде вокзала состоят часы со знаками зодиака на циферблате. Этот элемент Казанского вокзала был заказан Щусевым в Питере. Он лично нарисовал каждый знак и отдал часовому мастеру В. Пушкареву. Часы изготовили в 1923 году, установили на вокзальной башне. Там они оставались до осени 1941 года. В то время уже шла Великая Отечественная война и Вторая мировая война. Часы пострадали от разрыва фугасной бомбы, колокол упал, после окончания военных действий ставить на место его не спешили. Уже в период нахождения при власти Леонида Брежнева, колокол отреставрировали и поставили на место.

Часовая башня Казанского вокзала похожа на часовую башню собора святого Марка, построенный в Венеции, а левая вокзальная башня – копия Кутафьей башни Московского кремля. На ее главном фасаде сделан редкий геральдический символ послереволюционной Москвы, изображающий серп и молот с пшеничным колосом.

Ресторанный зал вокзала сделан в виде трапезной палаты и оформлен в стиле московского барокко. Зал имеет огромные размеры, на своде сделали богатый декор. Среди деталей – лепнина, встроенная в простенки зеркала, белые детали с позолотой и живописные вставки. На стенах ресторана художник Е. Лансере сделал потрясающие картины, расширив визуально размеры зала.

Корпуса Казанского вокзала после реконструкции 1987 – 1997 годов органично вписали в общий ансамбль здания. Вокзал получил П-образную планировку, над путями поставили крышу с «волнами» и достроили зал ожидания пассажиров с восточной стороны.