Какие сокровища Романовых хранятся в Алмазном фонде Кремля?

Большая часть императорских драгоценностей была вывезена из страны или продана на аукционах после большевистской революции, но некоторые из них все еще можно увидеть на выставке в Москве.

Неизвестно точно, насколько велика была ювелирная коллекция семьи Романовых, поскольку вся имеющаяся информация исходит из той ее части, которая попала в руки большевиков после революции 1917 года. И даже эти предметы не сразу всплыли на поверхность. Царские сокровища обычно хранились в бриллиантовой комнате Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, но во время Первой мировой войны драгоценности семьи Романовых были отправлены на хранение в Кремлевскую оружейную палату. Они оставались там, погребенные под другими ящиками, пока большевики не обнаружили их вновь в 1922 году.

В самом начале Советский Союз отчаянно нуждался в деньгах, поэтому правительство решило продать драгоценности за границу, оставив себе только самые ценные предметы, которые впоследствии будут превращены в музейные экспонаты. Среди этих предметов — изящные броши, принадлежавшие Екатерине Великой, необычайно редкий бриллиант портретной огранки и единственная Романовская диадема, сохранившаяся в России.

Фонтанная брошь и серьги Елизаветы Петровны

Елизавета Петровна (1709-1761), дочь Петра Великого, любила броши, и многие из них были сделаны для нее в самых разных стилях. Данное изделие в виде фонтана из сапфиров с бриллиантовыми каплями называлось эгреткой и носилось на шляпе или в качестве заколки для волос. Эгретка поставляется в комплекте с массивными фонтанными серьгами. Особенно поразительно они выглядят в движении.

Броши «Большой букет» и «Малый букет»

Елизавета Петровна носила эти два предмета на своем парадном платье. В то время было обычным для ювелирных изделий устанавливать драгоценные камни на разноцветные пластины из фольги, чтобы добавить больше цвета. С их помощью придворный ювелир Джереми Паузи достиг желаемого эффекта абсолютного совершенства. Бразильские бриллианты и колумбийские изумруды составляют драгоценные цветы ирисов, нарциссов и незабудок. В центре Грандиозного букета —редкий 15,5-каратный сиреневый бриллиант.

Небольшой букет состоит из бриллиантовых цветов и листьев, выполненных из золота и темно-зеленой эмали.

Бриллиантовый аграф

Аграф — это застежка в виде броши, которая была популярна в XVII веке. Елизавета Петровна носила эту огромную бриллиантовую застежку в виде банта на своей горностаевой шубе. Сам по себе его размер впечатляет: брошь 25 см в длину и 11 см в ширину. Аграф украшен 805 бриллиантами различной формы и огранки. Это украшение носили почти все потомки императрицы.

Рубиновая подвеска Екатерины Великой

Этот большой малиновый камень называется рубеллитом. Это редкая разновидность темно-розового турмалина, который долгое время считался рубином (драгоценный камень был переоценен специалистами только в советское время). В 1777 году камень был подарен Екатерине Великой (1729-1796) королем Швеции Густавом III в ознаменование 15-летия ее царствования. Он рассказал русской императрице легенду о том, что камень был первоначально подарен Цезарю Клеопатрой. Позже было установлено, что камень действительно был привезен в Европу из Бирмы в XVI веке и считался самым большим на континенте в то время. Екатерина не хотела портить его огранкой, поэтому придворные ювелиры просто отполировали его и украсили эмалевыми листьями. В результате получился потрясающий кулон.

Алмазный склаваж и серьги-жирандоли Екатерины Великой

Склаваж — это украшение, которое носили на широкой кружевной или бархатной ленте, как ожерелье. Этот был сделан для Екатерины II по последней моде того времени. Он украшен россыпью бриллиантов и шпинелей, редких минералов красных и розовых оттенков. Он сочетается с массивными серьгами-жирандолями — так в те времена называли серьги в форме канделябров. Драгоценные камни кажутся особенно яркими благодаря использованию той же техники фольги, что и в броши-букете выше. На самом деле их естественный цвет намного мягче. На обратной стороне банта имеется ювелирная марка с надписью Pfisterer 10 Apr. 1764, а серьги датированы 27 мая того же года. Последней владелицей этого набора была императрица Мария Федоровна (1847-1928), жена Александра III. Он был найден в ее покоях в Аничковом дворце в Санкт-Петербурге после того, как ей самой удалось бежать из России после революции.

Свадебная диадема Романовых

Потрясающе красивая диадема, принадлежавшая императрице Марии Федоровне (1759-1828), была сделана в начале XIX века в форме кокошника с огромным розовым бриллиантом в центре. В то время кокошниковые диадемы были невероятно популярны не только в России, но и за рубежом (европейские монархи до сих пор их носят).

Тиара украшена 175 крупными индийскими бриллиантами и более 1200 маленькими бриллиантами круглой огранки. Традиционно входящая в состав свадебного платья царственных невест, это единственная оригинальная романовская диадема, сохранившаяся в России с тех пор, как эксперты сочли розовый бриллиант поистине бесценным.

Серьги-вишни Марии Павловны

Наряду с тиарой Марии Федоровны эти бриллиантовые серьги — первоначально сделанные для Екатерины II — входили в состав свадебного наряда невест императорской семьи.

«Серьги были так тяжелы, что в середине банкета я сняла их и, к великому удовольствию императора, повесила на край стоявшего передо мной стакана с водой», — вспоминала о своей свадьбе Мария Павловна (1890-1958).

Изумрудная брошь «Зеленая королева»

136-каратный изумруд под названием «Зеленая королева» считается одним из самых ценных предметов в коллекции Алмазного фонда. По мнению специалистов, он был найден в XVI веке в Колумбии и помещен в оправу из мелких и крупных бриллиантов различной формы в середине XIX века. Это украшение принадлежало Великой княгине Александре Иосифовне (1830-1911), жене великого князя Константина Николаевича (младшего брата императора Александра II).

Брошь из Цейлонского сапфира

Императрица Мария Александровна (1824-1880), жена Александра II, была известна своими изысканными украшениями. В России осталась только одна вещь из ее коллекции — брошь с уникальным овальным цейлонским сапфиром весом 260,37 карата, окруженная россыпью бриллиантов. Александр II приобрел этот камень на выставке в Лондоне и подарил его своей жене, а ювелиры позже вставили его в брошь.

Браслет с портретным алмазом

В коллекции Алмазного фонда есть необычный золотой браслет XIX века с очень редким индийским бриллиантом, который является самым крупным в своем роде. Такие бриллианты также известны как бриллианты портретной огранки, потому что они использовались в качестве «защитных стекол» для цветных миниатюрных портретов. В данном случае речь идет о портрете императора Александра I (1777-1825).