Александр Сергеевич Пушкин (родился 26 мая (6 июня) 1799 года, Москва, Россия — умер 29 января (10 февраля) 1837 года, Санкт-Петербург, Россия) — русский поэт, прозаик, драматург и рассказчик. Его часто называют величайшим поэтом своей страны и основоположником современной русской литературы.
Детство и юность
Отец Пушкина происходил из старинного боярского рода. Мать его была внучкой Абрама Ганнибала, который, по семейному преданию, был абиссинским князем, купленным в рабство в Константинополе (Стамбуле) и усыновленным Петром Великим, товарищем по оружию которого он и стал. Пушкин увековечил его в неоконченном историческом романе «Арап Петра Великого» (1827).
Как и многие аристократические семьи в России начала XIX века, родители Пушкина переняли французскую культуру, и он вместе с братом и сестрой научился говорить и читать по-французски. Они были оставлены на попечение бабушки по материнской линии, которая рассказывала Александру, в частности, истории его предков на русском языке. От Арины Родионовны Яковлевой, его старой няни, вольноотпущенницы (увековеченной в «Евгении Онегине» в качестве няни Татьяны), он слышал русские народные сказки. Летом в подмосковном имении своей бабушки будущий поэт беседовал с крестьянами и проводил часы в одиночестве, живя в мире грез не по годам развитого, одаренного воображением ребенка. Он много читал в библиотеке своего отца и получал стимул от литературных гостей, которые приходили в дом.
В 1811 году Пушкин поступил в только что основанный императорский лицей в Царском Селе (позднее переименованный в Пушкинский) и там же начал свою литературную карьеру с публикации стихотворного послания «К моему другу, поэту» (1814, в «Вестнике Европы»). В своих ранних стихах он следовал стилю старших современников, поэтов-романтиков К. Н. Батюшкова и В. А. Жуковского, а также французских поэтов XVII и XVIII веков, особенно виконта де парни.
Во время учебы в лицее Пушкин также начал свою первую большую работу — романтическую поэму «Руслан и Людмила», написанную в стиле повествовательных поэм Людовико Ариосто и Вольтера, но с древнерусской постановкой и использованием русского фольклора. Руслан, по образцу традиционного русского эпического героя, переживает различные приключения, прежде чем спасти свою невесту, Людмилу, дочь Владимира, Великого Князя Киевского, которая в первую брачную ночь была похищена злым волшебником Черномором. Поэма попирала общепринятые правила и жанры и была жестоко атакована обеими устоявшимися литературными школами того времени — классицизмом и сентиментализмом. Однако это принесло Пушкину известность, и Жуковский подарил поэту свой портрет с надписью «Победоносному ученику от побежденного мастера».
Развитие творческой деятельности

В 1817 году Пушкин получил должность в Министерстве иностранных дел в Санкт-Петербурге, где был избран в Арзамас — исключительный литературный кружок, основанный друзьями его дяди. Пушкин также вступил в ассоциацию «Зеленая лампа», которая, хотя и была основана в 1818 году для обсуждения литературы и истории, стала отделением тайного общества «Союз благоденствия». В своих политических стихах и эпиграммах, широко распространенных в рукописном виде, Пушкин выступил выразителем идей и чаяний тех, кто должен был принять участие в декабристском восстании 1825 года — неудачной кульминации русского революционного движения на его ранней стадии.
За эти политические стихи Пушкин был выслан из Петербурга в мае 1820 года в отдаленную южную провинцию. Отправленный сначала в Екатеринослав (ныне Днепропетровск, Украина), он там заболел и, выздоравливая, путешествовал по Северному Кавказу, а затем в Крым с генералом Раевским, героем 1812 года, и его семьей. Полученные впечатления послужили материалом для его «южного цикла» романтических повествовательных стихотворений: «Кавказский пленник» (1820-21), «Братья-разбойники» (1821-22), «Бахчисарайский фонтан» (1823).
Хотя этот цикл стихотворений подтвердил репутацию автора «Руслана и Людмилы» и Пушкин был провозглашен ведущим русским поэтом того времени и лидером романтичного, свободолюбивого поколения 1820-х годов, сам он этим не был удовлетворен. В мае 1823 года он приступил к работе над своим главным шедевром — романом в стихах «Евгений Онегин», над которым с перерывами работал до 1831 года. В ней он вернулся к идее представить типичную фигуру своего времени, но в более широком контексте и с помощью новых художественных методов и приемов.
Роман «Евгений Онегин» разворачивает панорамную картину русской жизни. Персонажи, которых он изображает и увековечивает:
- Онегин — разочарованный скептик;
- Ленский — романтик, свободолюбивый поэт;
- Татьяна — героиня, глубоко любящая изучение русской женственности. «Драгоценный идеал», по словам самого поэта.
Хотя формально произведение напоминает «Дон Жуана» лорда Байрона, Пушкин отвергает субъективную, романтическую трактовку Байрона в пользу объективного описания и показывает своего героя не в экзотической обстановке, а в самом сердце русского быта. Таким образом, действие начинается в Петербурге, продолжается в провинциальной усадьбе, затем переходит в Москву и, наконец, возвращается в Петербург.
Пушкина тем временем перевели сначала в Кишинев (1820-23), а затем в Одессу (1823-24). Его горечь от продолжающейся ссылки выражена в письмах к друзьям — собрания переписки стали выдающимся и непреходящим памятником русской прозы. В Кишиневе, отдаленном форпосте Молдавии, он много времени уделял писательству, хотя и погружался в жизнь общества, занятого любовными интригами, пьянством, азартными играми и насилием. В Одессе он страстно влюбился в жену своего начальника, генерал-губернатора графа Воронцова. Он дрался на нескольких дуэлях, и в конце концов граф потребовал его увольнения. Пушкин в письме к другу, перехваченном полицией, писал, что теперь он берет «уроки чистого атеизма». Это в конце концов привело к тому, что его снова сослали в имение его матери Михайловское, близ Пскова, на другой конец России.
В Михайловском

Хотя два года в Михайловском были несчастливы для Пушкина, они оказались одним из самых плодотворных его периодов. Оставшись в одиночестве, он углубился в изучение русской истории, познакомился с крестьянами в имении, увлекся чтением народных сказок и песен. В этот период все отчетливее проявлялись специфически русские черты его поэзии. Баллада «Жених» (1825), например, основана на мотивах русского фольклора; его простой, стремительный стиль, совершенно отличный от блестящей экстравагантности «Руслана и Людмилы» или романтической, мелодичной музыки «южных» стихов, подчеркивает его суровую трагичность.
В 1824 году Пушкин опубликовал «Цыган», начатых ранее в рамках «Южного цикла». В Михайловском он также написал провинциальные главы «Евгения Онегина», поэму «Граф Нулин» (1827), основанную на жизни сельского дворянства, и, наконец, одно из своих главных произведений — историческую трагедию «Борис Годунов» (1831).
Последняя работа знаменует собой разрыв с неоклассицизмом французского театра и построена на «народных принципах» пьес Уильяма Шекспира, особенно историй и трагедий, — пьес, написанных «для народа» в самом широком смысле и потому универсальных по своей привлекательности. Написанная непосредственно перед восстанием декабристов, работа Пушкина затрагивает животрепещущий вопрос об отношениях между господствующими классами, возглавляемыми царем, и массами. Пушкин подчеркивает нравственное и политическое значение последних, «суд народа».
Действие происходит в России в период политического и социального хаоса на рубеже XVII века. Темой произведения является трагическая вина и неумолимая судьба великого героя — Бориса Годунова, зятя Малюты Скуратова, любимца Ивана Грозного, и здесь представленного как убийца маленького сына Ивана Дмитрия. Развитие действия в двух плоскостях, — одной политической и исторической, другой психологической, — происходит виртуозно и разворачивается на фоне бурных событий и безжалостных амбиций.
Пьеса во многом обязана Пушкинскому чтению ранних русских летописей, а также Шекспиру, который, по словам Пушкина, был его наставником в смелом, свободном обращении с характером, простотой и правдой природы. Несмотря на отсутствие возвышенной поэтической страсти трагедий Шекспира, «Борис Годунов» преуспевает в убедительности ситуации и естественности диалога, к которым Пушкин стремился, иногда используя разговорную прозу, иногда пятифутовую ямб-линию большой гибкости.
Характер самозванца, Лжедмитрия, нарисован тонко и сочувственно. Власть народа, который в конечном итоге возводит его на престол, так сильно подчеркивается, что публикация пьесы была задержана цензурой. Способность Пушкина создавать психологическое и драматическое единство, несмотря на эпизодическое построение, и усиливать драматическое напряжение экономией языка, детализацией и характеристикой делают эту выдающуюся пьесу революционным событием в истории русской драматургии.
Возвращение из изгнания

После подавления восстания декабристов в 1825 году новый царь Николай I, зная об огромной популярности Пушкина и о том, что он не принимал участия в декабристском заговоре, позволил ему вернуться в Москву осенью 1826 года. Во время долгого разговора между ними царь встретил жалобы поэта на цензуру обещанием, что в будущем он сам будет цензором Пушкина, и рассказал ему о своих планах провести несколько неотложных реформ и, в частности, подготовить путь к освобождению крепостных крестьян. Крах восстания был тяжким испытанием для Пушкина, чье сердце всецело принадлежало «виновным» декабристам, пятеро из которых были казнены, а остальные сосланы на принудительные работы в Сибирь.
Пушкин видел, однако, что без поддержки народа борьба с самодержавием обречена. Он считал, что единственный возможный путь к проведению существенных реформ — это «сверху, по инициативе царя». Так он писал в «Деревне». В этом причина его настойчивого интереса к эпохе реформ начала XVIII века и к фигуре Петра Великого, «царя-просветителя», чей пример он держал вплоть до царя в поэме «Стансы» (1826), в «Арапе Петра Великого», в исторической поэме «Полтава» (1829) и в поэме «Медный всадник» (1837).
В «Медном всаднике» Пушкин представляет проблему «маленького человека», чье счастье разрушается великим вождем в погоне за честолюбием. Он делает это, рассказывая «историю Санкт-Петербурга», действие которой разворачивается на фоне разлива 1824 года, когда река взяла реванш за заслуги Петра I в строительстве города. В стихотворении описывается, как «маленький герой» Евгений, обезумев от утопления своей возлюбленной, бродит по улицам. Увидев бронзовую статую Петра I, сидящего на вздыбленном коне, и поняв, что царь, видимый торжествующим над волнами, является причиной его горя, Евгений угрожает ему и, в кульминации растущего ужаса, преследуется по улицам медным всадником. Описательная и эмоциональная сила стихотворения дает ему незабываемое воздействие и делает его одним из величайших в русской литературе.
Вернувшись из ссылки, Пушкин оказался в неловком и завистливом положении. Царская цензура была еще более строгой, чем цензура официальная, и его личную свободу быстро ограничили. Он не только находился под тайным наблюдением полиции, но также под открытым надзором ее начальника графа Бенкендорфа. Более того, его произведения этого периода встретили мало понимания со стороны критиков, и даже некоторые из друзей обвинили его в вероотступничестве, заставив оправдать свою политическую позицию в поэме «К друзьям» (1828). Тоска духовного одиночества поэта в это время отражена в цикле стихотворений о поэте и черни (1827-30) и в незаконченных «Египетских ночах» (1835).
И все же именно в этот период гений Пушкина достиг своего полного расцвета. Его творчество приобрело новые масштабы, и почти каждое из произведений, написанных в период с 1829 по 1836 год, открывало новую главу в истории русской литературы. Осень 1830 года поэт провел в Нижегородском имении своей семьи Болдино, и эти месяцы — самые замечательные за всю его творческую карьеру.
В данный период Пушкин написал четыре так называемые «Маленькие трагедии» — «Скупой рыцарь» (1836), «Моцарт и Сальери» (1831), «Каменный гость» (1839) и «Пир во время чумы» (1832). Также пять коротких прозаических рассказов, собранных в виде рассказов покойного Ивана Петровича Белкина, комическую поэму о повседневной низшей жизни домика в Коломне (1833), и множество текстов в самых разных стилях, а также несколько критических и полемических статей, черновиков и набросков.
Среди наиболее характерных черт Пушкина были его обширные познания в мировой литературе, проявившиеся в интересе к таким английским писателям, как Уильям Шекспир, Лорд Байрон, сэр Вальтер Скотт. Его универсальная чувствительность и способность воссоздавать дух различных рас в различные исторические эпохи, никогда не теряли своей индивидуальности. Это особенно заметно в «Маленьких трагедиях», которые посвящены анализу «злых страстей» и, подобно рассказу «Пиковая дама» (1834), оказало непосредственное влияние на тематику и приемы романов Ф. М. Достоевского.
Последние годы и смерть

В 1831 году Пушкин женился на Наталье Николаевне Гончаровой и поселился в Петербурге. Он снова поступил на государственную службу и получил задание написать «Историю Петра Великого». Через три года он получил чин камер-юнкера (камергера императорской опочивальни), отчасти потому, что царь хотел, чтобы Наталья имела доступ к придворным функциям. Светская жизнь при дворе, которую он теперь вынужден был вести и которой наслаждалась его жена, плохо подходила для творческой работы, но он упрямо продолжал писать.
Не отказываясь совсем от поэзии, он все больше обращался к прозе. Наряду с темой Петра Великого все большее значение в его творчестве приобретает мотив народного крестьянского восстания, о чем свидетельствуют неоконченная сатирическая «История села Горюхино» (1837), неоконченный роман «Дубровский» (1841), «Сцены из рыцарских времен» (1837) и, наконец, важнейшее из его прозаических произведений — исторический роман о пугачевском восстании «Капитанская дочка» (1836). Ему предшествовало историческое исследование восстания, «История Пугачева» (1834 г).
Между тем, как в домашних делах, так и в служебных обязанностях, жизнь его становилась все более невыносимой. В придворных кругах к нему относились с растущим подозрением и негодованием, и все его неоднократные просьбы разрешить ему оставить свой пост, удалиться в деревню и полностью посвятить себя литературе были отвергнуты. Наконец, в 1837 году Пушкин был смертельно ранен, защищая честь своей жены на дуэли, навязанной ему влиятельными недоброжелателями.
Наследие

Использование Пушкиным русского языка поражает своей простотой и глубиной. Это легло в основу стиля романистов Ивана Тургенева, Ивана Гончарова и Льва Толстого. Его роман в стихах «Евгений Онегин» был первым русским произведением, которое взяло за основу современное общество и указало путь к русскому реализму середины XIX века.
Еще при жизни значение Пушкина как великого национального поэта было признано Николаем Васильевичем Гоголем, его преемником и учеником, и именно его младший современник, великий русский критик Виссарион Григорьевич Белинский, создал наиболее полное и глубокое критическое исследование творчества Пушкина, которое до сих пор сохраняет большую часть своей актуальности. Для позднейших классиков XIX века Пушкин, создатель русского литературного языка, был краеугольным камнем русской литературы, по выражению Максима Горького, «началом начал». Пушкин стал, таким образом, неотделимой частью литературного мира русского народа. Он также оказал глубокое влияние на другие аспекты русской культуры, особенно в опере.
Творчество Пушкина — с его благородством замысла и подчеркиванием гражданской ответственности, с его жизнеутверждающей энергией, с его уверенностью в торжестве разума над предрассудками, человеческого милосердия над рабством и угнетением — нашло отклик во всем мире. Переведенные на все основные языки, его произведения рассматриваются как наиболее полно выражающие русское национальное самосознание и преодолевающие национальные барьеры.