Дом Авиаторов, «дом на ножках», или «сороконожка» — так называют знаменитое здание, расположенное в Москве, на Беговой улице. Оно состоит из 13 этажей и обрело всемирную славу благодаря необычному стилю. Громадная высотка стоит не на фундаменте, как положено, а на сорока массивных опорах. Дом был построен в 1978 году по замыслу Андрея Меерсона — архитектора, решившего создать нечто уникальное. Такое, чего еще не было в России.
«Сороконожка» должна была стать гостиницей для участников и болельщиков Олимпиады-80. Однако что-то не срослось, и в здании поселились работники авиационного завода «Знамя Труда».
Дом Авиаторов должен был быть построен рядом с Химкинским водохранилищем, но было решено перенести его в центр города. В конце 1970-х годов Беговая была уже довольно оживленной улицей с интенсивным движением транспорта и, как следствие, большим количеством дымовых газов.
Конструкция может показаться довольно хрупкой, но на самом деле она безопасна. Этот дом производит неожиданное впечатление на прохожих. Но он не единственный в Москве. Похожий на него дом расположен на ВДНХ, почти напротив памятника «Рабочий и колхозница».
В здании нет трех нижних этажей. Вместо них — свободное пространство, обеспечивающее естественную циркуляцию воздуха. Само здание панельное. До сих пор Дом Авиаторов является желанным объектом для изучения молодых инженеров из разных стран. Они приезжают в Москву, чтобы воочию увидеть это чудо природы и запастись вдохновением на собственные проекты.
Аналоги этого дома встречаются не только в России, но и во многих европейских городах. Похожие возведены в Берлине, Лондоне и ряде других мировых столиц.
Идея «домов на ножках» принадлежит не Меерсону. Подобные здания начали появляться еще в 1920-х годах в Европе. Одним из первооткрывателей стал французский архитектор Ле Корбюзье. Его здание Центросоюза выполнено именно в таком стиле. Мысль француза подхватили советские архитекторы. «Дома на ножках» казались весьма практичными. Во-первых, они приподняты от земли, вследствие чего на первых этажах зимой не так холодно. Во-вторых, такая конструкция защищала от воров, которые могли проникнуть в окна, и их не останавливала даже решетка. И, в-третьих, архитекторы могли проявлять фантазию, как бы поднимая дом в воздух, создавая этим иллюзию полета.