Под декоративным натюрмортом часто понимают весьма произвольное обращение с природой, приводящее к ее неоправданному искажению, поскольку незнание законов работы над этим жанром влечет за собой массу ошибок. Декоративная живопись, как и академическая, основана на строгих законах и принципах. А умение переводить изображенную природу из видимого трехмерного в двумерное пространство и при этом успешно решать творческие, композиционные и живописные задачи необходимо всем художникам высокого уровня, ведь их работы призваны украсить многие интерьеры.
Если мы обратимся к истории изобразительного искусства, то заметим, что все виды изобразительной деятельности, которые можно отнести к живописи, от античности до эпохи Возрождения, носят декоративный характер. От пещерной наскальной живописи, древнеегипетской, древнегреческой, всего искусства народов Востока и Азии до фресок Джотто художник не «разрушал» графическую поверхность, создавая иллюзию пространства, но органично соединял поверхность изображения, независимо от того, была ли она плоской или объемной, с изображением.
В прошлом веке известный исследователь народного и декоративно-прикладного искусства, живший и работавший в свое время в Гжели, А. Б. Салтыков говорил, что плоская, поверхностная и силуэтная живопись, безусловно, наиболее способна подчеркнуть и выразить форму.
Начиная с эпохи Возрождения, художники стали ставить перед собой несколько иные задачи, связанные с передачей глубины, пространства и воздуха в создаваемых ими произведениях.
Конец XIX — начало XX веков — время интересных творческих поисков и находок. При работе над натюрмортом следует ориентироваться именно на этот период в истории живописи. Искусство лучших мастеров того времени сочетает в себе удивительную силуэтную выразительность, изысканность, композиционную лаконичность и завершенность, сочетается с богатым опытом художников прошлых веков в создании гармоничных, разнообразных и сложных колористических построений. Поэтому при работе над декоративным натюрмортом рекомендуется обращать внимание на работы известных русских художников того времени — Александра Головина, Валентина Серова, Александра Бенуа, Льва Бакста, Михаила Врубеля, Александра Лансере, Константина Сомова, Александра Куприна, Ильи Машкова, Петра Кончаловского, а также европейских живописцев — Анри Тулуз-Лотрека, Поля Сезанна, Камиля Писсарро, Густава Климта и других.
Качество, являющееся главным условием живописного изображения, — это выразительность композиции, которая напрямую зависит от правильно найденного контраста, придающего ей декоративную силу. Но есть структурные контрасты, которые лежат глубже и определяют характер художественного образа. В связи с этим мы должны постараться нивелировать возникающие ненужные ассоциации, которые мешают целостному восприятию плана.