Белорусский вокзал построен на площади Тверская застава, обслуживает поезда дальнего следования, пригородные и транзитные маршруты. С вокзала можно на специальном аэроэкспрессе добраться в международный аэропорт «Шереметьево». Связан Белорусский вокзал и с двумя станциями метро – «Белорусская (Кольцевая)» и «Белорусская (Замоскворецкая)». Это один из старейших вокзалов Москвы, который возник на одном из самых важных торговых путей города.
История строительства
В первой половине XVIII века на месте площади Тверской Заставы находилась Тверская Ямская слобода и проходил Тверской тракт. Площадь на этом месте появилась, когда началось возведение в 1742 году Камер-Коллежского вала.
В 1868 году император Александр Второй, которого из-за проведения многочисленных реформ получил прозвище Реформатор и Освободитель, утвердил концессию на строительство Московско-Смоленской железной дороги. Над проектом работали Московское и Смоленское земства. В 1869 году Городская дума утвердила строить станцию в Москве на тверской заставе.
Первые работы здания вокзала, который назвали Смоленским, начались в 1869 году. Станция стала шестой железнодорожной и второй по размерам в Москве. Главным по строительным работам назначили предпринимателя, владельца кирпичного завода статского советника Немчинова.
Дорогу открыли через год – в сентябре 1870 года. Через год с небольшим ее продлили до Бреста, что увеличило общую протяженность железной дороги до 1100 км. Из-за этого сменилось название вокзала, он стал теперь Брестским.
Из-за быстрого роста пассажиропотока в конце XIX века было принято решение начать реконструкцию вокзала, но это процесс затянулся до 1907 года.
Архитектором проекта стал И. Струков, который смог закончить основные работы к 1912 году, когда праздновалось столетие со дня победы в Отечественной войне 1812 года. Вокзал и дорога переименовали, станция стала Александровской (в честь императора Александра Павловича). После реконструкции были открыты право и левое крыла нового вокзала.
В 1922 году Александровская и Московско-Балтийская дороги объединили и они стали называть Московско-Белорусско-Балтийской, вокзал теперь стал Белорусско-Балтийским.
Еще через 14 лет, в 1936 году, произошла реконструкция вокзала, как и всех железных дорог Советского Союза, вокзал получил нынешнее название и стал Белорусским.
Последняя реконструкция вокзала состоялась в 2007-2008 годах, когда компания «Аэроэкспресс» решила соединить эту станцию с аэропортом «Шереметьево». Стоимость проекта составила почти 8 миллионов долларов США. После завершения работ на Белорусском вокзале появился новый аэровокзальный терминал, который находится в четвертом зале станции. Терминал заработал в августе 2009 года.

Архитектура здания вокзала
Первым архитектором здания вокзала стал архитектор Кекушев, который решил построить в правом крыле Императорский павильон, предназначенный для встречи императора. Архитектор выстроил деревянный терем в псевдорусском силе, сделав внутренний интерьер богатым и изысканным.
Императорский павильон простоял до 1908 года, в нем короновали на царствование Николая Второго. Неоднократно здание использовали для приема высокопоставленных лиц. В 1908 году здание снесли, поскольку стали строить новый вокзал.
Иван Струков по двум сторонам вокзала возвел пристройки, отразив в фасаде традиционные детали больших железнодорожных станций. Так, на его фасаде появилась фланкированные башни, украсившие большую арку входа, и купольные павильоны.
Интерьер вокзала выполнен в классическом стиле, который характерен для дворцов периода правления Александра Первого.
Струков проводил работы поэтапно, потому что строил корпуса, сопряженные под тупым углом. Сначала сдал правое крыло, где была двухэтажная угловая часть. Здесь планировалось принимать царских особ, поэтому этот объект стали называть Царским углом. Появились четыре новые платформы, крайняя из которых обслуживала членов императорской династии.
Открытие крыла состоялось в мае 1910 года, вторую очередь стройки завершили в феврале 1912 года.
В строительстве Струков применил элементы ложной готики и ампира, в возведении корпусов использованы металл и бетон. На главном фасаде появились картуши, которые изображают щиты с эмблемами Московско-Брестской железной дороги. На башенках установили флагштоки, установив их над четырьмя входами в пассажирские залы.
Появились в новом здании кассы и телеграф, что было нововведением для того времени. Для выписки билетов применялись специальные аппараты, в то время как на других вокзалах билеты для пассажиров выписывались от руки.

Интересные факты
Вокзал имел огромное значение в строительстве новой линии железной дороги в Москве. Строительство велось на месте бывших конских скачек, поэтому коннозаводчики просили президента Императорского Московского Скакового общества князю В. Долгорукову с просьбой немного сдвинуть железнодорожную линию. Они объясняли свое требование тем, что скачки важны для аристократии и жителей Москвы, но Долгоруков отказал.
На этом московском вокзале снимались знаменитые кинокартины «Летят журавли», «Белорусский вокзал», сцены из «Сибирского цирюльника», музыкальные клипы.
На этот вокзал в 1928 году прибыл Максим Горький, в 1937 году приехали после перелета Северного полюса Валерий Чкалов и Михаил Громов, в 1938 году – исследователи Северного полюса, который возглавлял Иван Папанин.
В Воинском зале Белорусского вокзала работает музей, экспозиция которого посвящена военным и послевоенным годам станции. Ежегодно отсюда 9 мая отправляется поезд Памяти.
Знаменит вокзал и тем, что на седьмой день Великой отечественной войны на Белорусском вокзале исполнили песню А. Александрова «Священная война». Она звучала в тот день, когда солдаты Красной Армии уходили на фронт.