Улицы Москвы – это учебник русской истории, в котором церкви, замки, театры и отели являются свидетельством самых ярких периодов. Москве удалось сохранить внушительный массив архитектурных жемчужин, несмотря на большую часть износа зданий.
Средневековая Москва
Древнейшая московская архитектура уходит своими корнями в период Киевской Руси. Самым важным зданием является византийская церковь в форме креста, а наверху – сводчатые крыши и центральный купол. В XI-XII веках русская культура переместилась из Киева в княжества дальше на северо-восток. Эти города, которые сейчас образуют так называемое «Золотое кольцо», копировали архитектурный дизайн Киева, разрабатывая собственные вариации по образцу. Крыши становились все круче и круче, чтобы предотвратить снегопад; окна стали уже, чтобы жильцы не простужались.
Во многих случаях камень заменил кирпич как традиционный строительный материал. Например, Успенский собор Белого камня и Золотые ворота, как и во Владимире, являются близкими копиями аналогичных кирпичных зданий в Киеве. В некоторых случаях каменный фасад становился плато для знаменитого калейдоскопа резных картин, таких как Кафедральный собор св. Димитрия во Владимире и церковь Ордена на Нерли в Боголибобово.
Ранние церковные и замковые комплексы нуждались в защите, поэтому во всех этих поселениях были крепкие крепостные стены, заполненные феноменальными башнями.
В конце XV века Иоанн III «выписал» архитекторов из Италии для строительства двух монастырей в Московском Кремле из трех больших соборов: Успенского собора и Архангела Михаила. Несмотря на это, иностранные архитекторы искали вдохновение в Киеве, переписывая византийский дизайн.
Только в XVI веке архитекторы выработали собственный стиль. Новшество заключалось в создании крыш и других элементов из кирпича, что способствовало созданию нового, уникально русского стиля архитектуры. Белая Успенская церковь на Коломенском – самый старый образец этого инновационного стиля, с открытыми галереями, слоями разноцветных плиток и фронтонами, которые выложенные узорами в центре, акцентированной крышей наверху.
В XVII веке купцы финансировали небольшие церкви, выложенные слоями кирпичей. Церковь Святого Николая в Хамовниках и Троицкая церковь в Никитниках являются прекрасными примерами такой архитектуры, как и большинство суздальских церквей.

Период царской Москвы
Орнаменты вернулись в конце XVII века в московское барокко ощутило сильное влияние Запада. Этот стиль иногда называют нарышкинским барокко, названным в честь семьи бояр Московского царства. Так, в честь смерти своих братьев, Лев Нарышкин заказал церковь в ряд, украшенную узорами, которая долгие годы определяла стиль города. У нее были изысканные белые детали возле красных кирпичных стен. Другой пример — Богоявленский собор в одноименном монастыре в китайском квартале.
Царь Александр I предпочитал великий стиль Российской империи, вводя его почти повсеместно. Москва полна зданий в стиле ампир, так как большая часть города восстановили после пожара 1812 года. Огромные украшения более ранних времен использовались на новых зданиях, построенных, чтобы объявить о важности России, таких как Триумфальные Ворота и Большой театр.
Русское возрождение конца XIX века распространяется и на архитектуру. Церковь Христа Спасителя строилась под влиянием византийской архитектурой. Государственный исторический музей и Ленинградский музей возведены в древнерусском стиле.
Между тем, облик города поменялся сильно под влиянием стиля модерн. Его прекрасными примерами являются Ярославский вокзал, Гостиница Метрополь и Вилла Рябушинская.

Советская Москва
Молодые архитекторы советского государства, которое в 1920-е – начале 1930-е годы формировало свою тоталитарную систему и политический режим, отвергли дизайн поверхности. Они проектировали здания, внешний вид которых был прямой функцией их использования и материалов. Это была новая архитектура нового общества. Они использовали много стекла и бетона в бескомпромиссных геометрических формах.
Константин Мельников был самым известным конструктивистом, а его собственный дом на Арбате – один из самых интересных и необычных образцов стиля. Бывшая автобусная остановка, в которой сейчас находится Еврейский музей и Центр толерантности, является более ярким примером конструктивизма. В 1930-е годы конструктивизм был осужден и запрещен.
Иосиф Сталин предпочитал неоклассическую архитектуру, которая находила отклик в древних Афинах. Он также предпочитал строить здания в гигантских масштабах, чтобы подчеркнуть власть и могущество Советского государства.
Сталинские архитектурные излишества достигли своего апогея в семи небоскребах в стиле свадебного торта, также известные как «Семь сестер».

Современное планирование и развитие
В конце существования Советского Союза архитектурные фонды первоначально использовались для восстановления ветхих церквей и монастырей, а также для восстановления зданий, таких как Храм Христа Спасителя и Казанский собор.
В 2000-х годах Москва была центром развития и создания нового стиля – лужковский постмодерн. Небоскребы и здания на несколько десятков этажей изменили горизонт города; метро расширилось во всех направлениях; офисные здания, роскошные отели и торговые центры выросли по всему городу.
Самый заметный городской памятник ХХI века – новый яркий международный бизнес-центр, который растет вместе с московской Пресной. Комплекс впечатляет: блестящие стеклянные и металлические здания по обе стороны от Москвы-реки и прохладный пешеходный мост, соединяющий их. Он включает в себя два самых высоких небоскреба в Европе: Восточная башня высотой 374 метра, 93 этажа башня, это самое высокое здание в России и Европе; Южная башня на 85 этажей, высота 354 метра.
С назначением мэром Сергея Собянина темпы строительства резко замедлились. Несколько крупных торговых центров и других проектов были отменены в пользу образованных целей и проектов. Городское планирование сместило акцент на реконструкцию парков, таких как Парк Горького, а также на увеличение и улучшение туристических маршрутов, таких как набережная Крыма.
Уделяет внимание Сергей Собянин и общественным местам, делая упор на простоту использования и устойчивость.