Андрей Вознесенский был русским поэтом и общественным деятелем, одним из самых смелых и знаменитых молодых поэтов Советского Союза 1950-х и 60-х годов, который помог вывести русскую литературу из состояния страха и фактического крепостничества при Сталине. Он также был известен благодаря популярной рок-опере «Юнона и Авось», которая стала бестселлером в виде фильма с Николаем Караченцовым и Александром Абдуловым в главных ролях. Перед смертью поэт был и критически, и всенародно провозглашен «живым классиком» и «иконой советской интеллигенции».
Призвание — литература
Родился Андрей Андреевич Вознесенский 12 мая 1933 года в Москве. Его прадед был священником Русской православной церкви. Отец, Андрей Вознесенский, являлся выдающимся советским инженером, известным строительством Братской и Ингурской ГЭС. Мать, Антонина Сергеевна (урожденная Пастушихина), увлекалась искусством и поэзией. Во время Второй мировой войны Вознесенский был эвакуирован вместе с матерью в сибирский город Курган, а его отец служил во время фашистской блокады Ленинграда. Молодой Вознесенский испытал трудности и научился выживать. После Второй мировой войны вернулся в Москву и продолжил учебу в школе. Он жадно читал, а также демонстрировал свой дар художника и поэта.
В 1947 году, тогда 14-летний, Вознесенский послал свои стихи Борису Пастернаку и был приглашен Нобелевским лауреатом навестить его. Вознесенский стал учеником Пастернака. Он также впитал в себя футуристическую поэзию Семена Кирсанова и упомянул Владимира Маяковского и Пабло Неруду в качестве своих вдохновителей. В 1952-1957 годах Вознесенский учился в Московском архитектурном институте, который окончил в 1957 году по специальности «архитектор». Драматическое событие произошло перед его выпуском, когда пожар в здании института сжег все его проекты. Вознесенский поверил в символическое значение этого огня. Он оставил архитектуру в пользу поэзии.
Первые публикации поэта в 1958 и 1959 годах стали сенсацией и были высоко оценены Борисом Пастернаком. Вознесенский стал одним из самых популярных русских поэтов наряду с Евгением Евтушенко и Беллой Ахмадулиной во время «Оттепели», инициированной Никитой Хрущевым. В 1960 и 1961 годах Вознесенскому было разрешено выезжать за границу, он посетил Европу и США. Его стихи привлекли внимание президента Кеннеди и Мэрилин Монро. Международный успех русского поэта вызвал ревность и преследование в Москве. В 1963 году Хрущев публично напал на Вознесенского и угрожал ему на официальной встрече в Кремле, ложно заклеймив поэта как извращенца. Тогда советский лидер лично пригрозил ему ссылкой. В результате нападения Хрущева Вознесенский перенес тяжелый нервный срыв, вызвавший у него сердечную болезнь и астму, навсегда изменившую его жизнь из-за частых приступов удушья. Только после телефонного звонка президента Джона Кеннеди Хрущев перестал преследовать поэта.
Скандальный поэт

В эпоху неосталинизма Леонида Брежнева Вознесенский находился под жестким наблюдением. Он пользовался таким же вниманием со стороны КГБ, как и все подлинные ценители подобной поэзии. Его пьеса «Берегите ваши лица» была поставлена режиссером Юрием Любимовым в театре на Таганке в 1964 году и сразу же стала запрещенной. Другая его пьеса «Антимиры» в том же 1964 стала первым театральным выступлением ведущего русского певца Владимира Высоцкого. Вознесенский стал одним из лидеров поколения 60-х. Его публикации были редкими и очень популярными; до полумиллиона читателей подписались на его книгу «Ахиллесово сердце» (1966). В 1967 году ему было запрещено выезжать за пределы Советского Союза. В 1968 году Вознесенский осудил советское вторжение в Чехословакию.
Его публичные выступления, всегда с аншлагом, были признаны особыми культурными событиями в России и за рубежом. Зрители в России постоянно заполняли большие спортивные арены, чтобы услышать и увидеть живые выступления Вознесенского. Вместе со своими литературными коллегами поколения 60-х годов Вознесенский сыграл важную роль в освобождении коллективного сознания после десятилетий репрессий при правлении Иосифа Сталина. Будучи одним из так называемых «детей 60-х», Вознесенский возглавил поколение мыслителей, пропагандировавших интеллектуальную свободу в постсталинском СССР. Он был убежденным сторонником свободы слова и прав человека в Советском Союзе. Также он поддержал гуманистские позиции Андрея Сахарова и Елены Боннер. В 1979 году Вознесенский присоединился к Василию Аксенову и Белле Ахмадулиной в числе других авторов литературного альманаха «Метрополь», который был немедленно запрещен советской цензурой.
«Юнона и Авось»

В 1970-80-е годы Вознесенский внес свой вклад в массовую культуру, создав первую русскую рок-оперу «Юнона и Авось». Она была поставлена в Московском театре «Ленком» в соавторстве с композитором Алексеем Рыбниковым и режиссером Марком Захаровым. «Юнона и Авось» стала самой популярной русской рок-оперой всех времен. По ней поставлено более тысячи спектаклей. Опера стала бестселлером с Николаем Караченцовым и Александром Абдуловым в главных ролях. Вознесенский написал такие международные хиты, как «Миллион алых роз» и другие популярные песни в соавторстве с композитором Раймондом Паулсом и певицей Аллой Пугачевой. Он также создал цикл интимных романтических песен в сотрудничестве с композитором Микаэлем Таривердиевым.
Поэзия Андрея Вознесенского во многом экспериментальна, всегда нова и находится на острие творческих поисков. Благодаря его образованию архитектора, требования архитектуры к структурной гармонии и контрасту, казалось, присутствовали в его поэтическом дизайне. Произведения представляют собой своеобразный синтез глубокого лиризма и глубоких философских концепций, музыкальных и звучащих одновременно как мощный предупреждающий колокол. Его новаторские стихи волновали читателей, но раздражали авторитетов и подвергались критике со стороны православных советских писателей. Вознесенский остался верен себе и привлек к себе мировое внимание как создатель мощного стиха и символов юношеского неповиновения. Его мастерство, экспериментирование и глубина как поэта завоевали ему уважение во всем мире, и произведения были переведены на множество языков.
Несущий слово

Поскольку Москва тогда искала одобрения, Вознесенский путешествовал по миру, чтобы читать свои стихи, служа своего рода неофициальным культурным посланником Кремля, хотя и был критиком советской политики. Поэт был членом Российской академии, Американской академии искусств и литературы, Европейской академии и других литературных академий. В 1996 году Вознесенский был назван «величайшим поэтом нашего времени» по версии Le Nouvel Observateur. Он жил рядом со своим давним наставником и музой Борисом Пастернаком в Переделкино — престижном пригороде Москвы. Пастернак, умерший в 1960 году, отдал ему последнюю дань: «Ваш приход в литературу был стремительным и бурным. Я рад, что дожил до этого».
В последующие годы Вознесенский стал затворником. Однако в 2008 году присутствовал на президентском приеме в Кремле и получил государственную награду от президента Дмитрия Медведева. Вознесенский умер от осложнений астмы, болезни сердца и множественных инсультов в Москве 1 июня 2010 года и был похоронен рядом с родителями на Новодевичьем кладбище в Москве.