5 русских богачей в мировой культуре

Российскую художественную сцену невозможно представить без поддержки этих богатых и невероятно щедрых предпринимателей имперской эпохи. Более того, некоторые западные художники также обязаны своим «бессмертием» этим людям.

Павел Третьяков (1832-1898)

Павел Третьяков навсегда увековечен в названии знаменитого музея, который он спроектировал и построил на собственные деньги в 1881 году, — Третьяковской галереи в Москве. Художественная коллекция, которую он завещал городу, первоначально насчитывала более 1000 картин. Третьяков начал ее, когда ему было чуть за 20.

В семье Третьяковых была предпринимательская жилка: Павел происходил из купеческой династии. Вместе со своим младшим братом Сергеем (который тоже был коллекционером и меценатом) он начал успешный бизнес. Сначала они открыли магазин по продаже русских и иностранных тканей, а затем построили хлопчатобумажные фабрики.

Третьяков покупал работы крупнейших русских художников своего времени: Алексея Саврасова, Ивана Айвазовского, Михаила Клодта, Василия Перова, Ильи Репина и др. Он был особенно неравнодушен к картинам, изображающим сцены из русской истории и повседневной жизни.

Третьяковы активно поддерживали Передвижников — художников, которые «уходили в народ», пытаясь вырваться из ограничений, наложенных Академией художеств. Младший брат Павла, Сергей, также собрал большую коллекцию, в которую вошли картины Василия Верещагина, Александра Иванова, Ивана Крамского, Архипа Куинджи, Василия Поленова и многих других. Все они теперь занимают почетное место в Третьяковской галерее.

Сергей Щукин (1854-1936)

После учебы в Германии Сергей Щукин, выходец из старообрядческой московской купеческой семьи, взял на себя управление текстильным бизнесом своего отца: «И. В. Щукин и сыновья». У Сергея было несколько братьев, и все они собирали произведения искусства: одни предпочитали русские древности, другие — западноевропейские. Коллекционирование предметов искусства было модным увлечений среди богатых купцов на рубеже прошлого века.

Сергей часто бывал в Европе, особенно в Париже, где познакомился с импрессионизмом и стал покупать картины Поля Сезанна и Анри Матисса, которые в то время еще не были известны. Он даже заказывал у них картины для своего особняка. Сергей привез домой «Скалы в Бель-Иле» — первую картину Клода Моне, появившуюся в России. Позже Щукин заинтересовался постимпрессионизмом и начал покупать работы Поля Гогена, Ван Гога и молодого Пикассо. Это искусство еще не было понято или принято широкой публикой, но русскому коллекционеру эти картины просто нравились. Сегодня эксперты говорят, что у него был «отличный глаз» на новое искусство. В письме к Матиссу Щукин пытался ободрить художника: «Публика против вас, но будущее за вами».

Щукин поместил все купленные картины в свой особняк и открыл его для посетителей. Фактически он стал одним из первых частных музеев современного западного искусства. После революции 1917 года Щукину пришлось покинуть страну, его коллекция была национализирована большевиками и в итоге разделена между двумя крупнейшими музеями — Эрмитажем в Санкт-Петербурге и Пушкинским музеем в Москве.

Савва Мамонтов (1841-1918)

Мамонтов унаследовал от отца железнодорожную компанию и занимался строительством железных дорог в России. Родители дали Савве прекрасное образование: он говорил на нескольких языках и с юных лет увлекался театром, искусством и литературой.

В 1870 году Савва купил подмосковное имение Абрамцево. Особенно его привлекла история этого места: усадьба принадлежала русскому писателю Сергею Аксакову, которого посещали Николай Гоголь и Иван Тургенев.

В Абрамцеве Савва создал то, что в наши дни можно было бы назвать культурным кластером с художественными мастерскими — Абрамцевский художественный кружок. Его гостями были художники Василий Поленов, Виктор Васнецов, Валентин Серов, Исаак Левитан, Михаил Врубель и многие другие. В то время они стояли в начале пути и, по сути, «созревали» художественно в Абрамцеве, создавая бесконечные эскизы, оттачивая мастерство и рисуя там многие свои знаменитые работы. Кстати, девушка на знаменитой картине Серова «Девушка с персиками» была нарисована по образу племянницы Саввы Мамонтова.

Многие из этих картин и скульптур до сих пор экспонируются в Абрамцевском музее, но большинство шедевров оказались в Третьяковской галерее, Русском музее и Театральном музее имени Бахрушина.

Иван Морозов (1871-1921)

Наследник одной из богатейших купеческих династий, Морозов учился в Швейцарии и даже пробовал свои силы в живописи. Однако художником ему стать не было суждено: отец умер, и Ивану пришлось вернуться домой, чтобы управлять делами семейных хлопчатобумажных фабрик. Морозов был очень успешным бизнесменом, он заработал много денег во время Первой мировой войны, поставляя ткань для военной формы.

Своей большой коллекцией современного французского искусства Россия обязана Морозову. Он был заядлым коллекционером и тратил огромные деньги на искусство. Вместе со Щукиным Морозов не пропустил ни одной крупной выставки в Европе. В результате он собрал более 250 работ Клода Моне, Анри Матисса, Пьера-Огюста Ренуара, Винсента Ван Гога и Пабло Пикассо. Морозов был также поклонником русских пейзажей и авангардного искусства.

Морозов украсил свой московский особняк многочисленными картинами. Однако, в отличие от Щукина, он не открывал свою коллекцию для посетителей. После революции 1917 года его коллекция также была национализирована, а особняк превращен в музей, а сам Морозов назначен заместителем хранителя коллекции.

После смерти Ивана большевики продали на Запад часть его коллекции, в том числе шедевры Поля Сезанна и Винсента Ван Гога. Однако основная часть была распределена между музеями Москвы и Санкт-Петербурга.

Алексей Бахрушин (1865-1929)

Еще один потомок московской купеческой династии, Алексей Бахрушин, был увлечен театром и собирал предметы, связанные с ним: костюмы, афиши, эскизы декораций и личные вещи актеров. Кроме того, разыскивал и покупал старинные музыкальные инструменты, а также редкие издания пьес великих русских драматургов и другие литературные памятные вещи. Современники даже высмеивали страсть Бахрушина, считая ее пустяковым занятием.

В 1894 году Бахрушин решил продемонстрировать свою коллекцию широкой публике. Этот момент сейчас считается рождением крупнейшего в мире театрального музея, который теперь — вполне уместно — носит имя своего основателя.

Изюминкой этой коллекции являются картины театральных художников Александра Головина, Константина Коровина, декорации и костюмы Леона Бакста, Александра Бенуа, Александры Экстер, Натальи Гончаровой и других художников русского авангарда.